Политики Евромайдана в феврале 2014 года собирались жестко подавить недовольство в Крыму, однако не предпринимали никаких действий для сохранения полуострова в составе Украины. Об этом говорится в протоколе опроса бывшего начальника Генштаба ВСУ Юрия Ильина.
Показания военачальника, который был уволен 28 февраля 2014 года, опубликовал отстраненный адвокат президента Украины Виктора Януковича Максим Герасько на своей странице в Facebook.
Из документа следует, что в 2014 году Ильин неоднократно информировал новую власть о рисках для Украины в случае игнорирования политических настроений в Крыму. В частности, он разослал справки и предложения в связи с угрозой радикального развития ситуации в стране Александру Турчинову, Арсению Яценюку, Олегу Тягнибоку и Виталию Кличко.
До определенного момента Ильин возглавлял Военно-морские силы Украины и постоянно базировался в Севастополе. И как крымчане реагировали на происходящее в Киеве видел своими глазами. Он прекрасно понимал и пророссийскую настроенность полуострова, и их отношение к вооруженному перевороту. И это он пытался объяснить руководству в Киеве, куда его вызвали чтобы объявить о повышении — до начальника Генерального штаба.
«Никто не хотел обсуждать эту тему со мной, — вспоминает Ильин. — А Кличкозаявил, что «С Крымом поступим еще жестче, чем с Киевом. И помогут в этом нам «оттуда». А Тягнибок вообще сказал чудовищные слова: «Умоются кровью и все поймут. Сломаем, как веник. У нас в этом вопросе есть серьезная поддержка». Те, кто пришел к власти, Не намерены были стабилизировать ситуацию мирным путем, а рассчитывали на силовой сценарий. Кличко настоятельно рекомендовал мне вывезти семью из Крыма».
Откуда «оттуда» должны были помочь Кличко с Крымом? И чьей поддержкой заручился Тягнибок? Видимо у путчистов были какие-то договоренности с западными партнерами. И именно поэтому ни о каких политических переговорах с Симферополем, по показаниям Ильина, речи не шло. Более того, ставка видимо ставилась на внешнее усмирение. Потому что своих силовиков в Крыму Киев просто бросил.
«Из докладов силовых ведомств было ясно, что управление из Киева нарушено, никаких указаний от центральных ведомств о том, как действовать, не поступало. 27 февраля после получения доклада о захвате административных и государственных учреждений в Симферополе я отдал устное распоряжение на приведение ВСУ в полную боевую готовность. Доложил в Киев. По согласованию с Турчиновым, в тот же день было принято решение понизить степень готовности войск с «полной» до «постоянной».
Киев словно сознательно подталкивал Крым к России. Слишком назойливого и не в меру инициативного Ильина отстранили от должности. Ни военным, ни морякам никаких команд не отдавали. Даже единственный шанс спасти свой флот и тот проигнорировали.
«1 марта командующий ВМС Березовский докладывал Тенюху (и.о. министра обороны Украины — Ред.) о том, что боевые корабли ВМС приведены в боевую готовность и готовы к выходу в море. Однако Тенюх отказался утвердить решение на вывод кораблей из пунктов базирования, накричал на Березовского и обозвал паникером».
Очевидно пришедшие к власти в Киеве даже не рассматривали вероятность вмешательства России. И рассчитывали, «устаканив» ситуацию в столице вдвинуться победным маршем на Симферополь. Отсюда такая беспечность и нерасторопность в высоких военных кабинетах. Крым не хотели успокаивать, его собирались усмирять и покорять. И если бы не появление «вежливых людей», на карте Украины полыхала бы сейчас еще одна «горячая точка».