В новом отчете показаны самые опасные воды в мире для судоходства, и показана связь между авариями и определенными опасностями для наиболее важных регионов в плане экологии.
Исследователи утверждают, что самые ужасные морские аварийные регионы находятся в Южнокитайском море, Средиземном и Северном море. Такие же случаи возможны и в будущем, так как количество кораблей в скором времени скорее всего возрастет, предупреждают авторы. Исследование было опубликовано в журнале WWF International.
Количество кораблей, которые пересекают мировые океаны значительно увеличилось за последние 15 лет от приблизительно 85 000 до 105 000. Тогда как общее количество кораблекрушений снизилось, отчет утверждает, что большая часть из происшедших аварий сконцентрирована в местах наибольшего экологического интереса. С 1999 года произошло 239 кораблекрушений в Южном китайском море и в Восточной Индии, область, которую еще называют «коралловым треугольником», где находится три четверти мировых кораллов.
«Это наиболее аварийный район, так как в нем сконцентрированы бродячие стримеры, устаревшие суда и неотрегулированная разметка», говорит доктор Симон Волмсли из всемирного Фонда дикой природы (WWF). «Высока вероятность того, что следующая авария будет именнов этом регионе, и мы уже наблюдали… что китайские рыболовецкие суда и военные корабли США плавают в этом регионе, являющийся мировым охраняемым регионом, неподалеку от Филиппин».
Также как и Южное китайское море, другие места повышенной аварийности отмечены – это Восточное Средиземное море, Черное море, Северное море и область, вокруг Британских островов.
Крупные торговые суда попадают в более 40% аварий и теряются в море, в то время как рыболовецкие суда составляют 25% потерь. Более половины всех аварий с затоплениями судов происходят вследствие плохих погодных условий, течей или разломов.
Однако наибольшую озабоченность авторов вызывает то, что судоходство скорее всего удвоиться на протяжении следующих 20-30 лет и суда будут заходить в наиболее опасные регионы. Они указывают на то, что идет постройка новых портов, которые строятся для транспортировки угля из Австралии, что повысит мореходство в районе Большого барьерного рифа.
«Мы полагаем, что в некоторых частях мирового океана риск для судов особенно высок», говорит доктор Волмсли. «Если произойдет утечка нефти, к примеру, в районе Арктики, то не существует методов очистки воды подо льдом, а риск таких ситуаций очень велик. Наибольшее скопление трески находится в районе Баренцева моря, а если произойдет утечка нефти в этом регионе, то жители океана будут уничтожены на много десятков лет».
Авторы призывают к более жесткому регулированию, в особенности по отношению к кораблям, которые плавают под удобными флагами, и являются, по их мнению, значительной частью этой проблемы. Также они отмечают, что глобальные изменения в атмосфере, которые увеличат штормовые волны, и в будущем повлияют на мореходство.
Этот взгляд на климатические изменения поддерживает капитан Рахул Кхана, который направлял нефтяные танкеры по мировым океанам на протяжении 15 лет. В настоящее время он является консультантом по рискам в страховой компании Allianz Global Corporate and Specialty.
«Корабли построены так, чтобы противостоять этим природным воздействиям», заявил он в интервью BBC. «Лично я попадал и в штормы и в ураганы и справлялся с ними на хорошо оборудованном корабле. По моему мнению климатические изменения не приведут к такой драматической аварийности».
Основной заинтересованностью индустрии являются люди. Ранее в этом году, Allianz издал свой годовой отчет по потерям судов. Даже несмотря на высокие технологии и обучение, наибольшим фактором риска является человеческий фактор.
«Конечно в современной экономике люди пытаются всякими способоми увеличить свои прибыли», говорит издатель отчета, Хьюго Кидсон. «Они пытаются максимально задействовать возможности команд, а в таких регионах как Балтика это может привести к высоким напряжениям в работе, потому риск человеческого фактора сильно возрастает».