Черное лето 1936 года: более 1000 советских людей сгорели заживо в рабочем поселке Курша-2

Куршинская трагедия 1936 года забрала жизни сотен людей. Единицам удалось выбраться, но они получили сильнейшие ожоги. Жизни рабочих с женами и детьми тогда оценили дешевле дров.

Для выполнения плана по индустриализации Советского Союза требовались не только регулярные поставки угля и руды, но и леса. Для снабжения Владимира, Рязани, Москвы решили добывать древесину в центральной части Мещерской низменности — на севере современной Рязанской области. В глубине леса создали поселок для рабочих и проложили узкоколейную ветку — это был единственный путь к цивилизации, которая находилась в семи километрах. Жители Курша-2 занимались валкой леса и погрузкой его на платформу товарного поезда, который отвозил древесину к месту переработки.

Начало трагедии

К 1936 году в Курше-2 проживало уже 1200 человек — лесорубы с женами и детьми, а также сезонные рабочие. Лето выдалось чрезвычайно жарким и сухим — в тени температура колебалась в пределах 37-38 градусов. Ситуация была идеальной для пожара. И он не заставил себя ждать — 2 августа в 10-ти километрах от поселка Курша-2 начался пожар. Ему благоприятствовал сильный южный ветер — огненный шторм быстро надвигался на поселение и люди понимали, что бежать им некуда.

Дрова дороже людей

В ночь на 3 августа прибыл по плану пустой товарный поезд для погрузки дров. Рабочие просили увезти хотя бы женщин и детей. Но дрова были дороже людей.

К утру люди уже стали задыхаться от дыма. К обеду товарный поезд вернулся в Куршу-2 в соответствии с планом, а в поселке к тому времени началась паника, поскольку пожар уже неумолимо захватывал дом за домом. Был настоящий ад — люди кричали от ужаса и прижимали к себе детей. Поезд со спасавшимися тронулся в тот момент, когда на поселок обрушилось гигантское пламя.

Горели заживо

На мгновение показалось, что поезд с огромной скоростью увозит обезумевших от страха людей от пожара, но огонь странно обошел узкоколейную ветку и перерезал дорогу. Остановить состав уже было невозможно, а впереди виднелся деревянный мост, охваченный огнем. От него загорелись бревна на сцепах, и вскоре пламя охватило весь состав. Люди, находившиеся в вагонах и на платформах, оказались в огненной ловушке. В состоянии шока они пытались бежать через огненную стену. Кто-то сгорел заживо, кто-то задохнулся, кто-то получил ужасные ожоги, но смог добраться до спасительной поляны. В самом поселке выжили те, кто додумался спрятаться в пруду и в колодцах, накрывшись мокрыми тряпками.

По официальным данным выжило 75 человек. Остальные — сгорели заживо. По примерным подсчетам погибли более 1000 человек. Многие тела так и не были найдены, а те, что нашли, похоронили в братской могиле. Причины пожара не выяснили, но под суд пошло все местное руководство. Советские газеты не писали о трагедии — руководство страны запретило, чтобы не расстраивать людей. В 2011 году на месте катастрофы установили памятный камень.

Выбор редакции