Право на получение государственного заказа теоретически должна получать та компания, которая выиграла тендер, предложив наиболее выгодные для государства условия. Но теория не всегда имеет связь с реальность. В этом можно убедиться на опыте компании «Петон» из Башкирии, которая получала право на госзаказ благодаря связям своего руководства. От одного лишь «Газпрома» башкирской компанией, в руководстве которой замешаны уголовные элементы, было получено около 176 миллиардов рублей по контрактам, конкурсы на которые не проводились.
Деньги в руководстве НИПИ НГ «Петон», как отмечает compromat.ru, получали личности с темным прошлым. Как и их более знаменитые коллеги по цеху братья Аминовы, здесь также действует дуэт двух родственников, а именно два брата Дмитрий и Олег Поляковы. Они уже многократно обвинялись в рейдерских атаках, хулиганском поведении, мошеннических действиях и в других действиях преступного характера. Но все эти действия не доходили до судебного приговора. Не исключено, что этому в немалой степени способствовали связи братьев в силовых структурах. Эти же связи, по мнению источника, способствовали успешной деятельности компании, принадлежащей двум братьям.
Именно действия заместителя руководителя ГУЭБиПК МВД РФ Андрея Курносенко, позволили компании «Петон» без конкурса получить заказы от «Газпрома». Такие действия дали возможность братьям Поляковым и их друзьям Марифу и Эдуарду Гасановым в рамках компании «Петон» освоить денежные средства газового гиганта на сумму порядка 176 миллиардов рублей.
Личности фигурантов имеют интересную биографию. Все они не раз находились под колпаком правоохранителей. Так Эдуард Гасанов много раз был обвинен в мошеннических действиях. Показателен случай 2000 года, когда Гасанова обвинили в хищении кальцинированной соды, которое он организовал при содействии работников ОАО «Сода». За это преступление Гасанов был приговорен к семи годам заключения общего режима. Но был выпущен раньше срока. В компанию «Петон» он пришел в 2007 году.
Деятельностью Поляковых правоохранители интересовались с 2005 года. В этом же году Дмитрий Поляков был обвинен Маратом Закиевым в незаконном присвоении векселей на сумму 2,2 миллиона рублей. Однако ни Дмитрий, ни Олег Поляковы наказания за эти действия не получили. Это не первый случай, когда силовики закрывали глаза на дела двух братьев. Все следующие их действия также были безнаказанны.
Свой путь в «Газпром» братья совершали под прикрытием башкирских правоохранителей, которые сыграли не последнюю роль в становлении их компании «Петон». В большей степени в этом принимал участие пришедший в 2014 году на должность замглавы МВД Андрей Курносенко. Осенью 2015 его помощником становиться Владислав Горкавец, который пристроил в столицу России несколько человек из полиции на руководящие посты ГУЭБиПК. Число участников группы пополнили представители «старой гвардии», включая Бланкова, который работал ранее в Крыму. Его место во главе «газового» отдела ГУЭБиПК МВД РФ занял Уваров – близкий знакомый Курносенко.
Такая группа поддержки помогла создать «Петону» замечательную базу для получения государственных заказов, суммы по которым исчислялись миллиардами. Но свою деятельность им не удалось расширить на всех представителей интересной для них сферы. Если работа с «Газпромом» у предприятия затруднений не вызывает, то с нефтяной сферой у него не заладилось.
Несмотря на все старания «Петон» не может получить контроль над «Башнефтью». Нестыковки начались с ухода со своего поста Али Узденова. В 2013 году «Петон» начинает оттеснять возглавивший филиалы компании Яков Полункин. Безвозвратно же контроль был утерян после перехода «Башнефти» под контроль руководства «Роснефти».
Причиной такой устойчивости к оказываемому давлению, источник видит в стойкости Игоря Сечина. Однако и его положение пошатнуло, когда в прошлом году Узденов был назначен вице-президентом АФК «Система», которая раньше владела «Башнефтью».