Реалии китайской цензуры сети Интернет

Реалии китайской цензуры или что китайцы узнали из сети Интернет о взломе серверов Sony Pictures северокорейскими хакерами.

Цензура сети Интернет — часть повседневной жизни в Китае. Новостные статьи удаляются из поисковых систем, социальные медиасайты Facebook и Twitter запрещены, каналы CNN недоступны для китайцев. Instagram имел огромный успех в Китае до тех пор, пока правительство не запретило его во время Гонконгских акций протеста.

Коммунистическая партия Китая будет делать все возможное, чтобы остаться у власти. Цензура глобальной сети —  еще один инструмент для этого, наряду с быстрым подавлением любого гражданского неповиновения.

Китай, конечно, выглядит как «Царство Свободы» по сравнению с репрессивным режимом Северной Кореи. В Корейской Народной Демократической Республике средний гражданин никогда не слышал про Интернет и социальные сети. Контакты с внешним миром запрещены для всех, кроме самых элитных членов этой страны — затворницы мирового сообщества. Пропаганда заполняет телевизионный эфир и страницы государственных газет.

Китайская интернет-цензура в действии

История взлома серверов кинокомпании Sony появилась в Китае краткой новостью. Сюжеты появились на канале CCTV и в ежедневных газетах.

Однако, интернет-поиск «Северная Корея» на ведущей китайской и подконтрольной правительству поисковой системе Baidu.com показал список, в основном, положительных статей о КНДР.

Поиск в Baidu «North Korea Hack» на английском языке выявил всего одну статью, упоминающую КНДР как «одну из нескольких  подозреваемых» в расследовании взлома Sony Pictures. Идентичный поиск в Google обнаружил более 36 миллионов статей.

Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая уклонилась от прямого обсуждения вопроса взлома Sony. «Нам нужны достаточные доказательства, прежде чем делать какие-либо заключения», — сказала она на пресс-конференции, добавив, что Соединенные Штаты и Северная Корея должны общаться. Однако, любое подобное общение маловероятно, учитывая, что у этих двух стран нет дипломатических отношений.

Великий Брандмауэр Китая

Тотальная цензура — реальность жизни за так называемым Великим Брандмауэром Китая. Министерство общественной безопасности подвергает строжайшей цензуре весь интернет-контент уже более десятка лет.

Китайское правительство признает, что Интернет является важным инструментом для поддержки быстрого экономического роста страны. Сделки китайского интернет-ритейлера Alibaba составили почти $250 миллиардов в прошлом году, что больше, чем суммарно у Amazon и eBay. Alibaba получил общую выручку $2,7 миллиарда в 2014 году и ожидает увеличение транзакций до $700 миллиардов к 2017 году.

Но вместе с Интернетом приходит риск обмена информацией, что беспокоит китайское правительство, поскольку может дестабилизировать обстановку в стране. В Китае любая угроза Коммунистической партии должна быть под контролем.

Именно поэтому найдете в Китае очень мало упоминаний о северокорейском  «Бюро 121», которое, как считается, ответственно за кибератаки. Кстати, китайские военные также неоднократно осуждались Соединенными Штатами за свои собственные программы массированного кибершпионажа.

Одно можно сказать наверняка: благодаря жесткой государственной цензуре, большинство граждан Китая будут продолжать получать новости из сети  только на усмотрение правительства. «Все хорошие вещи должны закончиться», — сказала молодая китаянка, смирившись с тем, что она больше не сможет размещать фотографии на Instagram.

Хотя такие ограничения, вероятно, спровоцировали бы массовое возмущение во многих западных странах, граждане в Китае часто не имеют иного выбора, кроме как уступить часть личной свободы. Правительство сохраняет жесткий контроль над некоторыми аспектами жизни в этом быстро развивающемся обществе.

Выбор редакции