В 1984 году правящая верхушка СССР приняла решение, которое нанесло серьезный удар американской сети McDonald’s. Закусочные оказались на грани разорения. Рассказываем, как Советский Союз повлиял на работу McDonald’s.
В 1984 году в Лос-Анджелесе проходили Олимпийские игры. Это спортивное мероприятие ложилось тяжелым финансовым бременем на город-организатор, поэтому в Лос-Анджелесе решили привлечь корпоративных спонсоров, в числе которых был и McDonald’s.
Рекламная акция в 1984 году
Гигант быстрого питания решил окупить свои спонсорские вложения и провести в заведениях акцию для клиентов. Каждый покупатель получал скретч-карту, на который был написан тот или иной вид спорта, входивший в Олимпийские игры. Если американская команда в этом виде спорта выиграет золото, то клиент может обменять свою скретч-карту на бесплатный Биг Мак. Серебро приносило участнику акции картофель фри, а бронза — бесплатный безалкогольный напиток. Таким образом, McDonald’s решил продемонстрировать свой патриотизм и поднять продажи, ведь понятно, что, придя за подарком по скретч-карте, клиент купит еще что-то дополнительно.
«Если США выиграют, выиграете и вы»
Удивительно, но это был не первый раз, когда McDonald’s организовывал рекламную акцию, посвященную подсчету медалей. Аналогичная кампания проводилась и во время Олимпийских игр 1976 года, хотя и с меньшей оглаской. Тогда соревнования проходили в Монреале и США заняли третье место по общему количеству медалей. Двумя странами, которые финишировали впереди них, были Советский Союз и ГДР. Топ-менеджеры McDonald’s, вероятно, анализировали результаты 1976 года при оценке количества призов, которые они ожидали бесплатно раздать в рамках своей акции в 1984 году. И это было ошибкой.
В итоге американские спортсмены стали занимать места на пьедестале одно за другим. Американцы получили 83 золотых, 61 серебряную и 30 бронзовых медалей, а их общее количество — 174. При этом в Монреале США выиграли 34, 35 и 20 медалей соответственно (всего 94). В заведения McDonald’s потянулись толпы людей со скретч-картами на бесплатные Биг-маги, напитки и картошку фри.
В статье New York Times 1984 года было сказано, что количество врученных призов «ошеломляет». Газета сообщила, что в некоторых McDonald’s даже закончились Биг-маки из-за огромного количества бесплатных раздач. В заведениях царила «настоящая золотая лихорадка». Сеть потеряла колоссальную сумму на своей акции, — предположительно, убытки исчислялись миллионами долларов.
Как на провал McDonald’s повлиял Советский Союз?
Америка бойкотировала Олимпийские 1980 года в Москве из-за войны в Афганистане. Конечно, в США никто не ожидал, что СССР ответит аналогично — бойкотирует Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Кстати, вместе с Советским Союзом аналогично поступила ГДР и многие другие коммунистические страны. Поскольку эти спортивные державы не участвовали, то конкуренции у американских спортсменов почти не было, поэтому они получили так много медалей. В McDonald’s никак не ожидали подобного поворота.