Атмосферный физик Бранко Гризонджио детально объяснил необычное явление, которое произошло в Валенсии, где за восемь часов выпало количество осадков, равное годовому уровню. Это явление является крайне редким и не соответствует обычным климатическим условиям региона.
«Худшее уже позади, но последствия этого шторма могут продолжаться из-за вторичных эффектов, таких как волны, а также из-за реакции моря и дождевых осадков, которые ещё полностью не прекратились. В этом районе возник чрезвычайно глубокий циклон, который двигается не слишком быстро, что также влияет на его интенсивность», — рассказывает Гризонджио.
Он объясняет, что одним из основных факторов этого шторма стало теплое море, которое служит «топливом» для циклона. Независимо от того, происходит ли это в Адриатике, Средиземном море или в случае ураганов и тайфунов, теплый воздух самопроизвольно поднимается, если рядом холодный воздух. Ветер помогает этому процессу, а водяного пара оказывается достаточно для того, чтобы образовать такое количество осадков, которое не выпало бы на суше. Так возникает тропосферная депрессия, которая в народе называется «холодными каплями». Далее этот циклон распространился от земли до начала стратосферы, вовлекая более 90% атмосферы в этот циклонический процесс.
Гризонджио также акцентирует внимание на том, что такие явления все чаще связаны с изменением климата. Он утверждает:
«Один шторм нельзя напрямую связать с глобальными изменениями климата, однако если несколько штормов проходят одновременно на относительно узкой территории, охватывающей треть Европы, и повторяются несколько раз за месяц или два, это уже вероятнее всего имеет связь с изменением климата».
Физик добавляет, что вероятность такого рода связи с изменением климата сейчас составляет более 95%.
«Не только изменение климата в целом, но и его ускорение — повышение температуры в атмосфере — приводит к увеличению таких интенсивных климатических явлений», — отмечает Гризонджио, подчеркивая, что ускорение изменений значительно влияет на атмосферные процессы, приводя к большему числу таких экстремальных событий.
По его мнению, эти изменения уже стали частью реальности, с которой человечество сталкивается сегодня. Мы должны учитывать это в будущем при прогнозировании и подготовке к последствиям изменения климата.