
В течение почти всего XX века ученые фиксировали устойчивый рост показателей тестов на интеллект. Это явление получило название эффект Флинна — в честь новозеландского философа и политолога Джеймса Флинна, первым обратившего внимание на этот тренд. В среднем IQ увеличивался на 3 пункта за десятилетие. Рост объяснялся улучшением качества жизни: доступным образованием, медициной, питанием, а также усложнением информационной среды, стимулирующей мышление.
Однако, начиная с конца XX века, эта положительная динамика дала сбой. В ряде стран показатели IQ больше не растут — наоборот, фиксируется их снижение.
Когда рост превращается в спад
Одно из наиболее масштабных исследований, проведённых в Норвегии, охватило более 730 000 мужчин, проходивших военную службу с 1970-х по 2009 год. Результаты показали: средний IQ продолжал расти до середины 1990-х, но затем начал постепенно снижаться. Авторы исключили генетические причины и связали происходящее с изменениями в образе жизни, воспитании и структуре образования.
Подобные результаты были получены и в других странах. В Дании, Финляндии, Великобритании и Франции ученые отмечают спад когнитивных способностей у молодых поколений, особенно в таких областях, как логика, анализ информации и абстрактное мышление. Статья в журнале Intelligence указывает на снижение результатов в ряде когнитивных тестов с начала 1990-х годов.
Данные международных тестов подтверждают тревожный тренд
Дополнительным источником подтверждения служат результаты международной программы PISA, оценивающей уровень знаний и навыков 15-летних школьников по математике, чтению и естественным наукам. В последнем цикле (2022 год) многие развитые страны — включая Германию, Францию, Исландию, Словению — показали снижение среднего уровня по всем трём направлениям. Причинами называют последствия пандемии, нехватку учителей и реформы образования, которые усилили акцент на гибкие и адаптивные методы в ущерб углублённому освоению материала.
Схожие тенденции наблюдаются в США: результаты тестов SAT и ACT, а также армейских испытаний, демонстрируют ухудшение. Согласно отчёту Пентагона, всё меньше кандидатов соответствуют базовым когнитивным критериям для службы.
Что стоит за снижением когнитивных способностей?
Эксперты называют несколько факторов, каждый из которых в отдельности не объясняет падение, но в совокупности они могут оказывать значительное влияние:
- Смена фокуса в образовании: приоритет «мягких навыков», работы в команде и творческого подхода снижает роль логического мышления.
- Цифровая перегрузка: постоянное присутствие экранов, многозадачность и фрагментированное восприятие мешают концентрации и углублённому размышлению.
- Снижение интереса к чтению: молодёжь всё реже обращается к длинным текстам, предпочитая визуальный или краткий контент.
- Обеднение среды: всё меньше игр на свежем воздухе, взаимодействия с природой и развития моторики в раннем возрасте.
- Хронический стресс, недосып, дефицит питательных веществ — всё это влияет на работу мозга, особенно в детстве и подростковом возрасте.
Изменение структуры интеллекта или его реальное снижение?
Некоторые исследователи считают, что мы не становимся «менее умными», а просто меняем направление развития. Стандартные тесты IQ измеряют в основном логико-математические и вербальные навыки, но не учитывают таких способностей, как цифровая грамотность, креативность, быстрая реакция, адаптация в онлайн-среде.
Современный человек, возможно, хуже решает абстрактные задачи, но лучше ориентируется в сложных цифровых интерфейсах, быстрее переключается между задачами и усваивает визуальную информацию. Эти навыки сложно оценить с помощью классических тестов.
Что мы на самом деле теряем?
Несмотря на адаптацию к новой среде, есть основания для беспокойства. Падение навыков глубокого анализа, системного мышления, долгосрочного планирования и устойчивого внимания может негативно сказаться на обществе в целом. Эти качества лежат в основе научных открытий, инженерных решений, рационального планирования.
Снижение этих способностей может привести к поверхностному восприятию информации, уязвимости к манипуляциям, снижению способности решать комплексные задачи. Даже если интеллект трансформируется, мы, возможно, утрачиваем именно то, что когда-то позволило человечеству создать современную цивилизацию.