Недавнее открытие израильских ученых может иметь серьезные последствия для профилактики синдрома внезапной детской смерти, а также апноэ, кратковременной остановки дыхания во сне.
Ученые заявляют, что им удалось обнаружить причину, по которой люди во сне иногда просыпаются на короткое время. Это открытие может иметь серьезные последствия для профилактики синдрома внезапной детской смерти и апноэ – кратковременной остановки дыхания во сне.
Исследование, результаты которого недавно были опубликованы в журнале Science Advances, было посвящено так называемым микропробуджениям, то есть моментам, когда человек подсознательно просыпается на период от нескольких секунд до минуты.
Ученым удалось обнаружить связь между этими периодами и активностью нейронов в головном мозге. «В прошлом велись большие дебаты о том, почему во сне у людей довольно часто происходят такие микропробуждения, – сказал один из авторов, Ронни Бартч из израильского университета Бар-Илан в интервью IFLScience. – Мы выдвинули гипотезу, согласно которой пробуждение во время сна вызвано феноменом нейронного шума в головном мозге». Нейронный шум – это активность наших нейронов мозга в состоянии покоя. Исследователи обнаружили, что случайный нейронный шум способен доводить возбуждение нейронов, отвечающих за пробуждение, до отметки выше определенного уровня, хотя и на очень короткий период.
В результате у каждого человека происходит несколько таких микропробуждений во время ночного сна. «Микропробуждения могут длиться от одной секунды до минуты, – сказал Бартч. – Обычно они бывают очень кратковременными, и человек не помнит о них, когда просыпается утром. Проблема в том, что если они продолжаются слишком долго, мы начинаем просыпаться, и дальше с нами происходят разные вещи». Интересно, что этот эффект впервые был обнаружен не у людей, а у рыбок данио-рерио. Хотя это может показаться немного странным, данио-рерио, как известно, являются эктодермами, то есть они поддерживают температуру своего тела на уровне окружающей среды.
«Это очень похоже на поведение новорожденных младенцев, которые также проявляют свойство эктодермии, – сказала руководитель исследования Хилла Двор из того же университета Бар-Илана. – Что касается микропробуждений, у рыбок данио-рерио они происходят очень похоже на то, как это происходит у людей».
Самое главное во всей этой истории – это роль, которую играет температура для младенцев. Существует линейная зависимость: более высокие температуры с большей вероятностью уменьшают количество нейронных шумов, что приводит к сокращению числа микропробуждений во сне. И наоборот, более низкие температуры вызывают учащение этих пробуждений. И это важно, поскольку результаты исследования могут иметь серьезные последствия для понимания синдрома внезапной детской смерти и остановки дыхания во сне. Если ребенок спит в более теплой комнате, он с большей вероятностью избежит неприятных инцидентов. Например, его голова не окажется полностью закрытой одеялом, что может привести к гипоксии, то есть нехватки кислорода в мозге. При более низкой температуре сон младенца может быть менее крепким, другими словами, он более чувствителен к раздражителям. Результатом исследования может стать появление нового поколения снотворных препаратов, а именно медикаментов, направленных на снижение нейронного шума и улучшение качества сна у взрослых людей. Кроме того, можно будет создать лекарства, которые, наоборот, усилят нейронный шум и могут помочь снизить риск таких опасных явлений как синдром внезапной детской смерти и апноэ во сне.