Ученые: нервные клетки все-таки восстанавливаются

В новом исследовании американские нейробиологи доказывают, что даже в преклонном возрасте в человеческом мозге образуются тысячи новых нейронов, правда, они могут функционировать несколько хуже, чем те, что сформировались в детстве.
Изучение нейрогенеза (образования новых нервных клеток – нейронов) – относительно новое направление исследований. За последние годы ученые доказали, что новые нейроны в течение всей жизни образуются в мозгу многих млекопитающих, однако в вопросе нейрогенеза у человека, в научном сообществе консенсуса до сих пор нет.
Новые методы визуализации (такие, как конфокальная микроскопия), позволили доказать, что по крайней мере, до полового созревания новые нейроны образуются в человеческом гиппокампе – области мозга, участвующей в формировании эмоций и памяти. Но данные о нейрогенезе у взрослых противоречивы.

Так, совсем недавно было опубликовано исследование, в котором говорилось, что образование новых клеток во взрослом мозге не происходит, однако в новой работе, опубликованной в Cell Stem Cell, утверждается обратное.

Новые данные могут помочь в разработке лекарств от нейродегенеративных заболеваний, таких, как болезнь Альцгеймера, считают ученые.
Маура Болдрини (Maura Boldrini), нейробиолог из Колумбийского университета, и ее коллеги взяли образцы ткани гиппокампа при жизни у здоровых 28 человек, умерших не позже нескольких часов до этого отбора. Возраст этих людей на момент смерти составлял от 14 до 79 лет. Ученые установили, с какой скоростью в организме усопших при жизни образовывались новые клетки крови и нейроны зубчатой фасции гиппокампа – части мозга, в которой происходит нейрогенез.
«Согласно данным исследований, проведенных на мышах, в зубчатой фасции имеются плюрипотентные «материнские» стволовые клетки, количество которых, по некоторым данным, ограничено. Развитие «из дочерних клеток, образовавшихся в результате разделения «материнских», может пойти по пути образования нейронов», – объясняет Болдрини.
Болдрини и ее коллеги установили, что количество «материнских» клеток с возрастом уменьшается, а «дочерних» – нет.

Ученые обнаружили в зубчатой фасции тысячи молодых, не до конца сформированных нейронов во всех пробах, независимо от возраста людей, у которых брали образцы. Однако, чем старше был человек, тем меньше у зубчатой фасции было клеток, вырабатывающих вещества, которые связаны со способностью мозга к перестройке существующих нейронных связей и образования новых (нейропластичность).
«Новые нейроны, появляющиеся во взрослом возрасте, возможно, образуют меньше связей друг с другом и другими нейронами, или реже мигрируют в другие отделы мозга», – заключают ученые.
Потеря нейропластичности может объяснить эмоциональную уязвимость, которая появляется у некоторых людей в зрелом возрасте, однако новые клетки мозга, в том числе нейроны, все-таки способны противостоять ухудшению когнитивных навыков, считают авторы новой работы. Теперь ученые планируют выяснить, с какой скоростью молодые нейроны образуются у людей, страдающих от болезни Альцгеймера и других моциональных проблем.