Глиобластома: Что нужно знать о самой агрессивной опухоли мозга

Среди всех онкологических болезней опухоль головного мозга занимает третье место по частоте среди мужчин и четвертое – среди женщин. Самая агрессивная опухоль мозга – глиобластома, встречается у 4 лиц из 100 тысяч. В данном случае, хорошей новостью можно считать то, что это заболевание является редкостью, плохой – что эти опухоли чрезвычайно быстро растут.

Существуют первичные и вторичные глиобластомы. В большинстве случаев глиобластома является первичной опухолью, то есть такой, которая возникает в мозге изначально, а не является следствием метастазирвания опухолей других органов. В 10% случаев глиобластома является вторичной опухолью, то есть такой, которая развивается из  астроцитарных опухолей низкой степени злокачественности. Первичные опухоли больше характерны для мужчин, и развиваются они менее чем за 3 месяца, а вторичные – для женщин, развиваются за 1,5-5 лет.

В группе риска находятся все. Глиобластоме неважно, какой образ жизни ведет человек, курит он или нет, пьет или убежденный трезвенник, занимается спортом или просиживает сутками за компьютером. Это опухоль, которой, грубо говоря, на все плевать: на наследственность, качество питания, излучения от телефонов, наличие травм и прочее. Другими словами, заболеть глиобластомой – это случайность, которой подвержены все.

Насторожить должны частые и беспричинные головные боли, хотя в 50% случаев никаких болей нет даже до самых поздних сроков развития глиобластомы. Настораживающим симптомом должно стать нарушение движения. Например, человек периодически чувствует «ватность» руки или ноги, пальцев, не может удержать чашку, что-то поднять. В половине случаев наблюдается нарушение речи и проблемы с памятью. Может «повести» рот, как при инсульте, и вообще многие симптомы похожи на это заболевание. Признаком глиобластомы могут быть частые судороги, в том числе с потерей сознания. 

Общее состояние еще практически здорового человека может напоминать ощущения, испытываемые человеком при вегетососудистой дистонии, в частности, головокружения, потеря сознания, потеря реальности происходящего. Однако все эти признаки свидетельствуют о том, что опухоль уже есть и давит на мозг, зажимая нервные окончания, ответственные за те или иные функции. Это уже не начало болезни, это уже постоянно и быстро растущая опухоль.

Можно ли выявить опухоль раньше? Теоретически – да, если регулярно, раз в год, делать дорогостоящее обследование – МРТ головного мозга. Например, в Японии такое обследование проводится всем после 45 лет бесплатно, в рамках государственной программы. В нашем случае это практически невозможно, да и риск заболеть глиобластомой очень незначителен по сравнению с другими заболеваниями.

Лечение при глиобластоме может быть разное. Хрестоматийное – это терапия в три этапа: операция, химиотерапия (до 65 лет) или лучевая терапия (для тех, кто старше), и снова химиотерапия. Глиобластома – опухоль не четко выраженная, не имеющая четко обозначенных границ, по сути, весь мозг – это опухоль, и при операции никогда нельзя убрать все раковые клетки. Облучение, каким бы, по словам медиков, оно не было щадящим, точечным и влияющим непосредственно исключительно на раковые клетки, убивает и живые, здоровые клетки мозга. Существующая терапия глиобластомы – фактически медицинский бизнес, поскольку лечение очень дорогостоящее, а возможность улучшения состояния пациента весьма сомнительная.

Что касается прогнозов, они неутешительны вне зависимости от того, сколько у пациента и его родственников денег. При максимуме усилий – медиана выживаемости – до 15 месяцев, при отсутствии лечения – до 3 месяцев. Следует помнить, что в понятие «до 15 месяцев» входит и 2, и 3, и 5 месяцев, и от чего зависит количество отпущенного Богом времени, никто не знает. Часто смерть наступает вследствие того, что печень не выдерживает приема лекарств, а также от других побочных эффектов, связанных с приемом агрессивного лечения.

У ученых надежды на иммунные препараты и вакцины. Так, они намерены объединить вирус Зика с лекарственным препаратом или изменить его таким образом, чтобы он уничтожал только опухоль. Однако пока это только идеи.

От глиобластомы скончались такие известные в России люди, как жена Константина Хабенского, Жанна Фриске, Михаил Задорнов, Дмитрий Хворостовский. Все эти, далеко не бедные люди, лечились за границей самыми современными методами, часто – альтернативными, экспериментальными, и прожили все не более 1,5 лет с момента постановки диагноза.

Выбор редакции