Запасы пресной воды на Земле могут вызвать новые распри между государствами

В последние три десятилетия одним из государств с постоянно растущей экономикой стал Китай. Так и весной текущего года держава объявила о введении нового плана урбанизации стоимостью в 5 млрд долларов. И столь позитивное для инвесторов событие огорчило, пожалуй, лишь экологов, увидевших за новыми грандиозными планами КНР все возрастающую нагрузку на окружающую среду.

Напряженная обстановка складывается в особо крупных городах страны, в частности — в Пекине, ежегодно привлекающем около 500 тысяч жителей, покидающих сельскую местность ради работы на городских промышленных объектах. В свою очередь, промышленность потребляет, загрязняет и отравляет те водные ресурсы, которые некогда предназначались для сельского хозяйства. Нарастает конфликт между городом и селом в борьбе за обладание водой. Только за период с 2003 по 2005 гг. потребности страны в воде увеличились в 2 раза и достигли 67,5 млрд кубометров, и продолжают расти с каждым годом.

Однако проблема запасов пресной воды касается не одной страны. В ходе Всемирного дня водных ресурсов, отмечаемого 22 марта, были оглашены данные статистики, согласно которым более 1,2 млрд человек на нашей планете проживает на территориях, не имеющих доступа к воде. Кроме этого, еще полмиллиарда человек рискует в скором времени пополнить первую группу. Также 1,6 млрд человек имеет ограниченный доступ к воде в силу тех или иных причин.

Питер Глик, занимающий пост президента Тихоокеанского института в Окленде (Калифорния), возглавляет исследования, посвященные водным богатствам. По его словам, ограниченность последних может в скором времени привести к развитию совершенно новых видов войн на нашей планете — войн за обладание водными ресурсами. Такие конфликты, по данным ученого, уже были зафиксированы в период с 2010 по 2013 годы. За три года  Тихоокеанский институт выявил 41 водный конфликт, в частности, 15 из них произошло на Ближнем Востоке, 11 — в странах Африки, 8 — в Латинской Америке, 6 — в Азии и 1 — в Океании. Водные ресурсы часто становятся орудием и в политическом противостоянии сторон, и средством влияния в руках террористических группировок. Подобные конфликты были отмечены в Бразилии, Афганистане, Сирии, Индии, Китае и даже США.

Довольно часто после аномально засушливых сезонов в различных странах разгораются внутринациональные гражданские противостояния, в связи с увеличением нагрузки на водную инфраструктуру и, как следствие, ростом напряженности в обществе.
В Индии также наметилась тенденция к нарушению сложившегося равновесия, при котором сельское хозяйство потребляло около 70 процентов воды, промышленность — около 2 процентов, а города — 7 процентов. Одна из острых проблем возникла в штате Карнатака и окрестностях города Бангалор, где крестьяне начинают все активнее выражать недовольство развитием гидроэнергетической промышленности, отнимающей у них необходимые ресурсы. Уже сегодня жители многонаселенных городских кварталов тратят на воду в 50 раз больше своих более состоятельных соседей. А по прогнозам население Индии к 2050 году возрастет до 1,6 млрд человек, еще больше увеличив нагрузку на водные ресурсы.

При этом стоит отметить, что если в странах с более слабой экономикой такие конфликты принимают ярко выраженный характер, то, например, в США все ограничивается пока административными спорами за водные ресурсы. При этом именно Соединенные Штаты являются мировым лидером по потреблению воды на душу населения, расходуя за год 30 процентов (или 1,58 млрд кубометров) поверхностных вод и порядка 50 процентов подземных вод планеты.

Как подчеркивает Питер Глик, проблема возникает в большой степени из-за того, что сегодня практически ни одна страна не выделяет средства на восстановление водных ресурсов при все возрастающих темпах их использования. Выход из ситуации эксперт видит в формировании мировыми правительствами следующих задач: рациональном использовании водных запасов, справедливом распределении их между слоями населения с учетом того, что часть жителей не является участниками рыночных отношениях, а также в создании резерва для стабильной работы сельского хозяйства, которому по прогнозам придется «кормить» к 2020 году уже 7,7 миллиардов жителей планеты.

Выбор редакции