Ученые обнаружили новый класс веществ, разрушающих озоновый слой Земли

Ученые из Великобритании обнаружили в земной атмосфере до сих пор неизвестный класс химических элементов.

Специалисты в области экологии бьют тревогу: химикаты, не контролируемые соглашением ООН, разработанным с целью защиты озонового слоя, способствуют его ускоренному истощению. Концентрация веществ, в составе которых находятся атомы галогенов, а именно, йода, хлора, брома, превышают в 50 раз концентрацию фреона, который до сих пор считался главной опасностью для озонового слоя. Ученые выяснили, что содержание в нашей атмосфере этих веществ, называемых также «короткоживущими субстанциями», увеличивается с огромной скоростью.

На сегодняшний день озоновый слой пока испытывает благоприятные условия, связанные с запретом фреона, но увеличивающаяся в атмосфере концентрация дихлорметана может свести на нет все усилия и сделать состояние озона и климата в будущем непредсказуемым.

Обнаруженный новый класс органических веществ, убивающий озоновый слой, содержит в себе атомы галогенов – хлора, йода и брома. Подобные молекулы распространены в природе и промышленности и легко разрушают озоновый слой, экологи и раньше об этом знали, но не придавали этим молекулам большого внимания из-за их быстрого распада и короткой жизни в атмосфере – до полугода. По этой причине такие молекулы получили название «короткоживущих субстанций» (VSLS).

Эти вещества, как выяснили ученые, разрушают озон не только в стратосфере, в которой находится озоновый слой, но и в нижней части атмосферы, что уже само по себе может заметно влиять на климат планеты, так как озон является мощным парниковым газом.

Ученые сравнили вклад различных источников в разрушение озонового слоя. Естественные источники очень короткоживущих субстанций, например, водоросли и промышленные источники, разрушают озон с соотношением 9 к 1. Правда, вклад, промышленных источников продолжит с годами увеличиваться.

Как известно, причиной сокращения озонового слоя в стратосфере и образования озоновых дыр считается производство и использование хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая в атмосферу, они под воздействием излучения солнца разлагаются. Компоненты, которые высвободились, активно взаимодействуют с озоном в галогеновом цикле разрушения атмосферного озона.

Подписание странами ООН Монреальского протокола, и его ратификация, привели к ощутимому уменьшению производства фреонов, разрушающих озон, что, безусловно, способствовало частичному восстановлению озонового слоя Земли.