Китайские строители тащили стотонные глыбы по льду, смоченному водой

Во время своего первого посещения Пекина на инженерной конференции в прошлом году, Говард Стоун посетил Запретный город – центр династического правления на протяжении пяти столетий со времен династии Минг в 15 столетии нашей эры, и памятник истории сейчас. После осмотра нескольких, покрытых искусной резьбой массивных камней, кто-то из группы Стоуна подивился мастерству и сообразительности, которые потребовались, чтобы притащить такие массивные камни до места.

«Глядя на эти штуки, довольно естественным был вопрос о том, как они попали сюда?» рассказал в интервью Стоун – профессор механики в Принстоне.

Всегда после того, как люди воздвигали строения такого масштаба – пирамиды в Гизе, Колизей, Стоунхендж – посетители веками спустя удивлялись тому, как они это сделали.

В Китае 15-го столетия, строители полагались на природу, наряду с собственной гениальностью для постройки царского Запрещенного города. Рабочие тащили стотонные камни на строительную площадку зимними месяцами не на колесных повозках или бревнах, а на ледовых дорожках, поливаемых водой. Стоун, изучающий вязкость и то, как жидкости взаимодействуют одна с другой, вместе с коллегами подтвердил это в новом исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Наверное впервые с тех пор, как городские инженеры составили строительные планы, Стоун и исследователи из Университета Науки и Технологии в Пекине проверили эффективность этих ледовых дорожек. Эта техника была критичной для транспортировки самых тяжелых камней, которые бы раздавили любые колесные повозки, на которые их можно было бы погрузить, поясняет Стоунс коллегами. Но немаловажным ингредиентом была вода, разливаемая по пути, чтобы смазывать путь камней.

Один из 123-тонных камней был притащен из каменоломни на расстоянии в 60 км за 28 дней, как написано в 500-летнем манускрипте, переведенном Джиангом Ли, профессором механики в Университете Науки и Технологии в Пекине, и соавтор Стоуна в новом исследовании.

Стоун, Ли и компания предположили, что 46 мужчин тащили свою ношу к месту на деревянных салазках по льду. Если бы салазки тащили по сухому льду без воды, то потребовалось бы 338 человек, а для мокрого льда потребовалась маленькая армия в 1543 человека, пишут они.

«Если бы вы не смачивали лед при помощи воды, то… объект бы просто примерз к земле», говорит Стоун. В тексте, на который ссылаются Стоун с коллегами, говорится, что вдоль канала, где тащили камни были вырыты колодцы для подноса воды и смачивания льда.

Он говорит, что поверхность «возможно была схожа в некотором смысле с построенными римскими акведуками или некоторыми из старинных римских дорог. которые были гладкими».

В древнем Египте строители пирамид толкали известняковые глыбы по катящимся бревнам по наклонной плоскости, чтобы доставить их на точку на массивных зданиях. Очень жаль, по словам Стоуна, что «они не могли замораживать».

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции