Наши ученые были чрезвычайно талантливыми. Они делали удивительные открытия и создавали революционные изобретения. Однако далеко не все разработки остались в мировой истории под их именем — многие были присвоены себе иностранцами.
Нет ничего странного в том, что ученые наперебой хвастались друг перед другом своими изобретениями. При этом иностранные ученые пристально следили за успехами своих коллег и попросту копировали их изобретения.
История присвоения наших изобретений иностранцами
Итальянец Гульельмо Маркони присвоил себе славу изобретателя радио, украв ее у гениального ученого Александра Попова. В действительности «изобретение» Маркони было коллаборацией: в качестве передатчика ему служил частотный вибратор Генриха Герца, а приёмником — аппарат Александра Попова. Александр Попов осуществил первую в мире радиопередачу почти за 2 года до Маркони. При этом вся слава досталась не тому, кто придумал, а тому, кто «застолбил» за собой это изобретение.
Всем известно, что паровую машину изобрел шотландец Джеймс Уатт. Но при этом мало кто знает о нашем ученом Иване Ползунове. Именно он создал двухцилиндровый аппарат и сам же продемонстрировал его иностранному инженеру по фамилии Уатт. Джеймс быстро вернулся в Шотландию и в 1769 году зарегистрировал патент на паровую машину. Вот так вот Уатт украл разработку у Ивана Ползунова — по собственной неосторожности последнего.
Крепостной Ефим Артамонов из Нижнего Тагила в 1801 году в сконструировал металлическую раму и одел на неё колёса. В начале это устройство можно было привести в движение только лишь отталкиваясь ногами от земли, но потом к переднему колесу агрегата были приспособлены педали. И опять о получении патента никто не подумал, а потому хитрый немецкий барон Карл Дрейз заявил всему миру, что конструкция велосипеда родилась в его умной голове.
Всему миру доподлинно известно, что изобретателем лампы накаливания является американец Томас Эдисон. Свое открытие он сделал по официальной версии 21 октября 1879 года. Но при этом история умалчивает, что за 15 лет до «представления» Эдисона гениальный ученый Александр Лодыгин уже продемонстрировал в России свою лампу. Однако ему гражданину не дали в Америке патент, а Эдисон поспешил воспользоваться ситуацией и приписал это эпохальное открытие себе.
Леонид Куприянович задолго до Мартина Купера представил работающий образец мобильного телефона. С первого прототипа, созданного советским ученым, можно было позвонить на стационарный телефон. Спустя время вес разработки уменьшился с 50 килограммов до 5-ти килограмм, а затем вовсе до 500-т граммов. К 1963-му году прибор Куприяновича уже легко помещался в карман и позволял разговаривать по всем набранным номерам. Спустя десять лет некий Мартин Купер по официальной версии произвел первый мобильный звонок в истории, после чего был принят в состав топ-менеджеров американской компании «Моторола».
Микроволновые печи изобрели в СССР, они использовались на подводных лодках. К сожалению, ни одному руководителю страны не пришло в голову создать на основе данного открытия бытовой прибор для населения.
Изобретатель «стелс» советский инженер Пётр Уфимцев, представил технологию, которая позволила бы самолётам оставаться невидимыми для радиолокаторов. Но его изобретения были сочтены бесперспективными. Статья ученого об изобретении вышла в одном из научных советских журналов. Тогда ЦРУ тщательно проверяло все научные статьи, печатающиеся в СССР. Информация о технологии «стелс» заинтересовала переводчика Дениса Оверхользера, работающего в авиационном концерне Lockheed Martin, а через несколько лет в США появился самолёт-невидимка F-117.
Брать чужое — нехорошо
О том, что иностранцы следят за нашими учеными было известно давно. Предприимчивые японцы использовали советы советского журнала «Наука и жизнь» из разделов «Маленькие хитрости», и запатентовав их, внедряли в производство. Такое промышленное использование рацпредложений сделало существенный вклад в появление феномена «японское чудо». Немцы брали идеи из журналов «Техника молодёжи» и «Знание-сила». Внимательно изучая напечатанные там изобретения, некоторые из них разумно внедрялись в германскую действительность.
С мозгами в нашей стране всегда было нормально. Поповы-Кулибины-Менделеевы жили всегда. Но проблема проблема была не только в том, чтобы довести до изобретение до патента, а и в другом. Дело не доходило до создания на базе открытий тех изделий, которые делают жизнь человека комфортнее, не внедрялось в широкие массы.