Самая холодная туманность показала астрономам свое истинное лицо

Национальная радиоастрономическая лаборатория объявила о том, что ее астрономы заметили похожую на привидение туманность Бумеранг, также известную как «самое холодное место во вселенной» (минус 272 градуса по Цельсию), используя Большой миллиметровый/субмиллиметровый телескоп в Атакаме (ALMA).

Впервые замеченная наземными телескопами, эта туманность выглядела неровной. Более поздняя информация с телескопа Хаббла, показала структуру, схожую с луком. Новые наблюдения ALMA, однако, показывают, что фото Хаббла открыли лишь часть истории туманности Бумеранга, и полусферы-близнецы, наблюдаемые на фото могут на самом деле быть иллюзией, созданной светом в видимом спектре волн.

«Этот ультрахолодный объект необычайно интригующий, и мы узнаем намного больше про его истинную природу, используя ALMA», заметил ведущий автор Рагхверда Сахай, исследователь из лаборатории реактивного сгорания НАСА. «То, что выглядело как двойная полусфера, или форма бумеранга, с наземных телескопов – это в действительности намного более широкая структура, которая быстро расширяется в пространстве».

В пресс-релизе указано, что туманность Бумеранга – это пре-планетарная туманность, что означает недостаточную температуру центральной звезды, чтобы давать довольно ультрафиолетового излучения для собственного характерного свечения. Туманность Бумеранга в роли пре-планетарной туманности была замечена из-за света звезд, который отражался от частиц ее пыли.

Выброс газа от этой звезды быстро растет, что позволяет ей охлаждаться в процессе. Астрономы были способны определить температуру газа в туманности, наблюдая то, как она поглощает космические микроволны, которые имеют температуру в — 272 градуса по Цельсию.

«Когда астрономы смотрели на этот объект в 2003 году через Хаббл, они наблюдали классическую форму песочных часов», говорит Сахай. «Много планетарных туманностей имеют схожую форму двойных полусфер, появляющуюся в результате выброса газа при больших скоростях со звезды. После этого газ продувает дыры в окружающем облаке газа, который был выпущен звездой ранее в ее бытность красным гигантом».

Однотарелочные миллиметровые телескопы, однако, не смогли определить узкий пояс, который наблюдал Хаббл. Вместо этого, они открыли более простую, почти сферическую форму выброса материи.

ALMA помогла астрономам решить это несоответствие. Изучая рассеивание молекул моно оксида углерода, которые хорошо светятся в миллиметровом диапазоне волн, астрономы были способны определить двухсферную структуру, наблюдаемую на фотографии Хаббла, но лишь во внутренних регионах туманности Бумеранг. Дальнейшие измерения помогли заметить удлиненное облако холодного газа, почти круглой формы.

«Это важно для дальнейшего понимания того, как звезды умирают и становятся планетарными туманностями», заметил Сахай. «Используя ALMA, мы буквально и фигурально способны пролить новый свет на смертельную агонию звезд типа Солнца».