Мутация отвращает тараканов от сладкой приманки

Всего на земле существует порядка 4600 разновидностей тараканов, отличающихся размерами, средой обитания и другими характеристиками. При этом человек активно борется только с 30 разновидностями этих насекомых.

Сейчас может показаться, что мероприятия по истреблению тараканов наконец-то возымели успех. Жители многоквартирных и частных домов, страдавших от их нашествия, отмечают практически полное исчезновение данных насекомых.

По мнению ученых это может быть связано не столько с сокращением популяции, сколько с умением тараканов приспосабливаться к «соседству» с человеком. Насекомые обитают в труднодоступных местах, выходят на поиски пищи только в моменты, когда «противника» нет поблизости и постоянно приспосабливаются к существующим и появляющимся инсектицидам. Не секрет, что на многих современных тараканов уже не слишком действует дихлофос и другие средства, эффективно уничтожавшие их предков. Домики-ловушки – менее «ароматная» разновидность средств борьбы с тараканами, благодаря их способности приспосабливаться, также постепенно сдают позиции.

В последних, в частности, применяются приманки с отравой (или просто очень липкие). Как правило, их делают сладкими, для привлечения насекомых. Недавно ученые обнаружили штамм с необычной генетической мутацией. По утверждениям сотрудников университета Северной Каролины, вкусовые рецепторы обнаруженного ими образца трансформируют сладость в горечь, тем самым отвращая таракана от приманки.

Для подтверждения этой теории над матировавшими насекомыми было проведено несколько экспериментов. В ходе первого подопытным в качестве пищи было предложено арахисовое масло и варенье с большим содержанием сахара. Было отмечено, что последнее не привлекло насекомых, в отличие от масла (в котором содержится намного меньше глюкозы), вокруг которого они буквально роились.

Следующим этапом стало вживление тараканам электродов, фиксирующих реакцию их вкусовых рецепторов на различную пищу. В результате выяснилось, что на употребление глюкозы у насекомых реагируют клетки, отвечающие за горький вкус. То есть сладкое, таракан воспринимает как горькое и перестает есть данный продукт. Исследователи отмечают, что при попытке влить в насекомое сладкий раствор, оно активно препятствует этому процессу.

По словам Коби Шала – одного из исследователей, подобная способность тараканов модифицировать гены, приспосабливаясь к окружающим обстоятельствам, может помочь в понимании процессов эволюции. Что немаловажно, знание данной особенности поспособствует созданию более эффективных средств борьбы с насекомыми.

Шал отмечает, что всегда уважал тараканов за способность к выживанию. Учитывая их умение приспосабливаться, легко предположить, что они не ушли из домов, а затаились. И в пространстве между стенами они проживают в том же количестве, как и раньше, выпуская на «разведку» самых «опытных».