«Страшнее, чем изменение климата»: ученые нашли в Арктике ген устойчивости к антибиотикам

Гены, связанные с устойчивыми к антибиотикам супербактериям, были обнаружены в одном из самых отдаленных мест на Земле – в Арктике. И это указывает на быстрое распространение и глобальную природу проблемы возбудителей болезней, устойчивых к лекарствам, которые до сих пор были наиболее эффективными.

Гены впервые были обнаружены в госпитале в Индии в 2007-2008 году. Затем через два года после этого, их нашли в поверхностных водах в Дели, пишет The Guardian. Вероятно, туда они попали вместе со сточными водами. А теперь ученые обнаружили гены в образцах почв на Свальбард за Арктическим кругом. Вероятно, их сюда занесли мигрирующие птицы и люди. Хотя человеческое влияние на регион минимально. В то же время, хотя гены под названием blaNDM-1 и были обнаружены на норвежском архипелаге, саму супербактерия здесь не нашли. Однако, они могут награждать бактерии способностями противостоять карбапенемам – антибиотикам последней надежды для лечения людей.

Глава службы здравоохранения Англии Салли Дэвис считает, что устойчивость к антибиотикам может привести к «глобальному апокалипсису». А министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок назвал это большей угрозой, чем климатические изменения или война. Простые операции могут превратиться в очень опасные для жизни. А быстрое распространение бактерий, устойчивых к антибиотикам, а также эволюция болезней могут перечеркнуть почти 100 лет большого прогресса в охране здоровья людей.

Во время исследования на Свальбарде ДНК было изъято у 40 образцов почвы с 8 местностей на архипелаге. В них было обнаружен 131 ген, устойчивый к антибиотикам. При этом, именно blaNDM-1 был выявлен в 60% случаев. Обнаружение его в таких отдаленных уголках планеты указывает на роль, которую плохая санитария может сыграть в появлении устойчивости к антибиотикам. Об этом сказал инженер экосистем Университета Ньюкасла Дэвид Грэм.

Усилия в борьбе против распространения устойчивости сфокусировались на сокращении чрезмерного использования антибиотиков. Но исследование показало, что существуют и другие пути распространения проблемы. «Что человечество сделало? –Из-за чрезмерного использования антибиотиков оно ускорило эволюцию, в результате которой появились устойчивые штаммы, которых не существовало раньше», — сказал Грэм. Он добавил, что хуже то, что плохая санитария дала возможность устойчивым к антибиотикам бактериям размножаться и распространяться.