Ученые нашли новый способ лечения рака поджелудочной железы

Американские ученые из Бингемтонского университета установили, что последовательное нагревание и замораживание раковых клеток опухоли поджелудочной железы приводят к их гибели, когда химиотерапия и радиотерапия оказываются неэффективными. Такой метод термальной абляции исключает также рецидив, то есть повторное образование опухоли. Статья с результатами соответствующего исследования опубликована в издании Liver and Pancreatic Sciences.

Рак поджелудочной железы является одним из самых агрессивных видов рака, уносящих жизни 95% пациентов, заболевших этим недугом. Такой высокий процент смертности связан с отсутствием метода эффективного лечения, поскольку даже у успешно прооперированных пациентов часто развивается рецидив. Стандартные методы лечения на практике показывают неэффективность, а перспективные комбинированные препараты оказывают сильное токсическое воздействие на организм. Частота заболевания раком поджелудочной железы составляет примерно один случай на 67 человек.

Ученые провели исследование с двумя культурами раковых клеток: PANC-1 и BxPC-3, которые сначала подвергали нагреванию до 45-50оС, а затем замораживанию до -10-20оС. Применялось также последовательное сочетание этих двух типов обработки.  Продолжительность термальной абляции составляла пять минут, после чего ученые наблюдали за состоянием клеток на протяжении семи дней.

Эксперименты показали, что нагрев, и заморозка убивают основную часть клеток, но часть выживших клеток приводит к появлению новой опухоли. Однако последовательное воздействие на клетки сначала теплом, а затем холодом приводило не только к гибели почти всех клеток, но и к прекращению деления остальных.

Оказалось, что онкологические клетки практически полностью погибают вследствие некроза при двойной термальной абляции, когда температура сначала поднималась до 48-50оС, а затем опускалась до -25оС. Теперь ученые попытаются выяснить, насколько эффективно будет обратное действие, когда клетки сначала замораживают, а потом нагревают.

Обеспечивать воздействие на опухоль исследователи предполагают при помощи специального сверхтонкого катетера, который будет разработан специалистами Бингемтонского университета. Для процедуры требуется очень тонкий катетер для таргетного воздействия на опухоль. Именно таким образом, возможно, будут уничтожаться злокачественные образования, которые до последнего времени считаются абсолютно неоперабельными.