Недостаток сна в детстве сокращает жизнь человека, выяснили ученые

Американские ученые из Принстонского университета в ходе исследования пришли к выводу, что недостаточный сон в детстве может быть связан с ускоренным старением клеток на генетическом уровне и, как следствие, низкой продолжительностью жизни.

Недавно ученые выяснили, что состояние и длина теломер могут меняться не только с возрастом, но и вследствие различных процессов, происходящих в организме, связанных с бедностью, стрессами, депрессией. Так, большое количество оксидантов и других агрессивных молекул в клетках, способствует аномально быстрому сокращению длины теломер и, следовательно, их ускоренному старению.

Теломерами называют концевые участки хромосом, расположенные в ядре каждой клетки организма человека. Теломеры защищают ДНК от повреждений. В ходе каждого деления клетки они укорачиваются, а когда длина теломера становится недостаточной для очередного деления, клетка погибает.

Ученые из Принстонского университета нашли еще один фактор, способствующий сокращению теломер, наблюдая за строением хромосом и поведением более 1,5 тысяч семейных пар и их детей с 1998 года по настоящее время. Специалисты опрашивали взрослых относительно продолжительности сна их детей, периодически брали у малышей анализы крови и замеряли длину теломер в клетках детского организма.

Оказалось, что между плохим сном и длиной теломер существует определенная связь. Дети, которые спали не более 7-8 часов в сутки, обладали более короткими теломерами, чем их ровесники, спавшие, как положено в их возрасте – по 9-11 часов в день.

Расчеты показывают, что каждый час недосыпания сокращает длину теломер на 1,5%, что можно сопоставить с сокращением концевых участков хромосом в результате стресса, депрессии, воспитания в неполной семье и других негативных социальных факторов.

Примечательно, что подобные сокращения длины теломер не нашли своего отражения на здоровье детей. Малыши как с длинными, так и с очень короткими теломерами, одинаково страдали и от обычных детских болезней, и от тяжелых нарушений в развитии. Причины такого явления пока не изучены и будут исследованы в ходе последующих наблюдений за более массовыми группами детей и их родителей.