Российские ученые раскрыли побочные эффекты нового вида иммунотерапии рака

Биохимики из России и США доказали, что новый тип иммунотерапии рака, который вынуждает клетки опухоли запустить внутренний «антивирус», действительно дает положительный эффект, однако при этом имеет серьезное побочное воздействие на организм.

Александр Полторак из Петрозаводского государственного университета отметил: «Данный вид терапии является перспективным и весьма эффективным, в том числе благодаря прямой инъекции ДНК в опухоль. Однако полученные нами данные указывают на необходимость пересмотра STING-таргетной иммунотерапии с учетом ее возможных эффектов на T-клетки. Так, смерть Т-клеток может являться нежелательным эффектом такой терапии либо, напротив, ее целью».

Молекулярные биологи возлагали большие надежды на иммунотерапию в борьбе с онкологией, диабетом и аллергией, а также другими неизлечимыми заболеваниями. Принцип этой терапии довольно прост: иммунитет человека «направляется» на раковые клетки с помощью различных антител, живых микробов и других нестандартных «приманок».

Сейчас уже существует несколько видов иммунотерапии, которые успешно прошли клинические испытания и одобрены регулирующими органами США и ряда других государств. В основном это синтетические антитела, цепляющиеся за раковые клетки и делающие их «видимыми» для иммунной системы.

Полторак с коллегами проанализировали принцип работы недавно открытой клеточной системы STING — своеобразного внутриклеточного «антивируса». Специалисты считают, что он может стать основой для новых видов иммунотерапии, способных бороться с раком без серьезных побочных эффектов.

По своей сути система STING является последней линией защиты клетки от бактериальных и вирусных заражений. Система запускается в момент, когда патоген уже проник внутрь организма. Запуск системы приводит к выработке клеткой большого количества интерферонов, представляющих собой особые белковые молекулы, нейтрализующие вирусы и бактерии.

Интерфероны присоединяются к поверхности самой клетки и соседних с ней клеток, формируя своеобразный санитарный кордон, не позволяющий микробам и вирусам распространяться дальше. Молекулы интерферонов привлекают внимание клеток иммунной системы, приступающих к борьбе с имеющейся инфекцией.

Данное свойство системы STING, по мнению Полторака и его коллег, заставило многих биологов считать, что ее принудительное включение в поврежденные опухолью клетки может сделать их «видимыми» для иммунной системы, заставив ее сражаться с раковой опухолью. Опыты на животных, проведенные сразу после открытия, показали, что это действительно так. В то же время вопрос безопасности подобной терапии вызывал сомнения.

Анализируя, как сами иммунные клетки реагируют на активизацию системы STING, группа Полторака заметила нечто странное. Так называемые Т-клетки, являющиеся главными «дирижерами» активности иммунной системы, начинали не только выделять интерфероны при запуске этой системы, но и погибали в огромных количествах вследствие активизации апоптоза – клеточной программы самоуничтожения.

С одной стороны, данный побочный эффект является пагубным явлением, поскольку ведет к ослаблению иммунной системы в долгосрочной перспективе. В то же время, его можно использовать для уничтожения «взбунтовавшихся» Т-клеток и других компонентов иммунной системы, функции которой по каким-то причинам были нарушены.

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции