Палеонтологи выяснили, как быстро динозавры вылуплялись из яйца

Американские ученые из Университета Флориды в Таллахасси выяснили, что динозавры высиживали яйца довольно долго. Детеныш динозавров появлялся на свет в среднем через 3-6 месяцев с момента оплодотворения, сообщается в статье, опубликованной в издании PNAS.

О развитии зародышей древних ящеров ученые до сих пор имели крайне мало информации. Было неизвестно, насколько быстро инкубировались их яйца: или это происходило так же медленно, как у их ближайших сородичей ящериц и крокодилов, или гораздо быстрее – как у птиц.

До последнего времени археологам удавалось найти лишь единичные образцы окаменелых яиц динозавров, а также фрагменты их скорлупок. В последние 20 лет картина резко изменилась. Палеонтологи смогли обнаружить сразу несколько кладок яиц на севере Китая и в пустыне Гоби на территории Монголии. Также десятки яиц самых крупных на Земле динозавров были найдены в Аргентине.

Благодаря данным находкам науке стало известно, что некоторые виды динозавров являлись теплокровными существами, высиживающими яйца с детенышами подобно тому, как это делают современные птицы.

Исследуя яйца протоцератопсов и гипархозавров, найденные в Монголии, ученые выяснили, что эмбрионы имели миниатюрные зубы, которые можно считать своеобразным аналогом годичных колец на деревьях. Эмбриональные зубы развивались послойно, формируя ежедневно по одному свежему слою. Таким образом, на срезе такого зуба можно различить и подсчитать точное количество слоев, определив, насколько долго провел в яйце тот или иной зародыш.

Проведя такие исследования, ученые установили, что птицетазовые динозавры в сроках созревания яиц больше похожи на крокодилов, чем на птиц. Эмбрионы протоцератопсов развивались в яйцах до вылупливания около 3-х месяцев, а гипархозавров – около 6 месяцев. Яйца птиц, как известно, высиживаются 45-80 дней. Тем не менее, динозавры созревали все же быстрее, чем крокодилы и ящерицы на 17% срока.

Ученые считают, что такое длительное развитие зародыша и необходимость продолжительного высиживания яиц могла стать одной из основных причин вымирания динозавров после того, как на Землю 65,5 миллионов лет назад упал огромный астероид, угодив на полуостров Юкатан. Ученые также предполагают, что предкам птиц, яйца которых созревали в разы быстрее, удалось выжить, поскольку они проводили меньше времен в гнездах, чем их более крупные сородичи, а также меньше рисковали своей жизнью при выращивании потомства.