Ученые: Вода на Марсе существовала на 1 млрд лет дольше

Американские ученые, проанализировав снимки с поверхности Марса, выполненные зондом MRO, пришли к заключению, что реки и озера на Красной планете существовали даже тогда, когда ученые считали ее полностью безводной и слишком холодной, сообщает издание «РИА Новости».

Ученые открыли на Марсе долины, по которым вода стекала в озерные котловины. Какие-то из них были переполнены, и вода выходила из берегов. Это означает, что в далекие времена на поверхности Марса имелось множество источников воды.

В научном мире на сегодняшний день отсутствует единая точка зрения на то, как Марс выглядел в прошлом. Большая часть планетологов считают, что на Красной планете присутствовала густая атмосфера и солидные запасы воды. Другая часть ученых утверждает, что Марс был «теплым и мокрым» около 3,5-3 миллиардов лет назад, в период так называемой «ноевой» эпохи.

Авторы настоящего исследования полагают, что Марс являлся холодным всегда, а океаны с жидкой водой существовали на нем только в короткие периоды времени – во время происхождения на Марсе массированных извержений вулканов или когда на застывшие ледяные океаны падали огромные астероиды.

В процессе исследования были найдены новые аргументы в пользу данной гипотезы и обнаружены следы того, что реки и озера на Марсе имелись как минимум спустя миллиард лет после того, как они якобы исчезли. Это было установлено учеными при изучении фотографий средних широт Марса, полученные с помощью камер и инструментов зонда MRO.

Так, на снимках Аравийской равнины, где в древности предположительно находилось дно марсианского океана, который покрывал большую часть северного полушария Красной планеты, исследователи обнаружили странные структуры в виде четко оформленных каньонов глубиной в 50-25 метров, напоминающие крупную систему озер, и реки, их соединявшие.

В пользу высказанной гипотезы говорили и породы, образовавшиеся под воздействием воды. Проведенные исследования показали, что некоторые озера были очень большими – их объем превышал одну тысячу кубических метров, а глубина достигала километра, в то время как длина рек была более ста километров. Однако при таких параметрах скорость движения и объемы воды не были большими, что свидетельствует о временном характере формирования этих рек, возникающих, вероятно, при таянии льдов.

После обнаружения данной системы водных каналов, исследователи попробовали подсчитать ее возраст, сосчитав число кратеров и котловин озер уже после их формирования в далеком прошлом Марса.

Выяснилось, что кратеров оказалось немного – исследователи обнаружили всего около двух дюжин отметин, оставленных космическими гостями на поверхности данной части Аравийской равнины. Это свидетельствует о том, что русла рек и озера образовались и исчезли не настолько давно, как вначале предполагали ученые.

Расчеты показали, что данные кратеры сформировались около 2,1-2,3 миллиардов лет назад, в период так называемой Амазонской эры, спустя почти миллиард лет после того, как вся вода, по мнению противников идеи «холодного и мокрого» Марса, должна была исчезнуть с поверхности Красной планеты.

Со всего выше сказанного следует вывод, что вода на Марсе просуществовала значительно дольше, чем считалось ранее, а это повышает шансы ученых на ее обнаружение, а также на нахождение в ней следов жизни.