Ученые объяснили, как мозг восстанавливается после паралича

Японские ученые из Университета Нагоя и Национального института физиологических наук выявили механизм, благодаря которому головной мозг человека сможет самостоятельно восстанавливаться после паралича, спровоцированного инсультом. Статья на эту тему опубликована в японской газете «Асахи».

Проводя эксперименты с крысами, японские специалисты выяснили, что в случае, если у животных повреждены некоторые нервы, и в результате этого передача сигналов от головного мозга нарушена, их нервная система начинает на это реагировать и искать новый «канал связи» с мозгом. Исследователи принуждали крыс к активным действиям, заставляя их использовать передние парализованные конечности, таким образом проводя с ними реабилитационные мероприятия в течение недели. Пищу для животных устанавливали на подставке, на определенной высоте, для того, чтобы, пытаясь ее достать, крысы тянулись, используя для этого свои больные передние лапы.

Как правило, сигналы, посылаемые двигательной зоной коры головного мозга, проходят к конечностям через спинной мозг и сеть нейронов. Когда возникает паралич конечностей, нейронная сеть оказывается заблокированной из-за произошедшего кровоизлияния в мозг.

Через неделю после начала экспериментов, японские ученые обнаружили, что некоторые здоровые нервы в двигательной части коры мозга удлинились в направлении красного ядра, представляющего собой структуру в среднем мозге, которая участвует в координации движений. В итоге, если перед началом эксперимента, самостоятельно добраться до еды без установленных позже преград могли всего 19% крыс, то после курса реабилитации, направленного на активизацию физической активности, – уже 48%.

Профессор Национального института физиологических наук Японии Тадаси Иса отметил, что полученные результаты эксперимента дадут возможность ученым глубже прорабатывать программы реабилитации для пациентов с параличом. Более того, ученые смогут создать метод прямого воздействия на нервную систему для того, чтобы активизировать новый канал передачи информации от мозга к конечностям, – выразил надежду профессор.