Ученые выяснили, почему поздние дети чаще страдают от синдрома Дауна

Японские генетики из Центра биологии развития RIKEN объяснили, почему дети позднородящих матерей чаще других имеют врожденные болезни и нередко становятся обладателями синдрома Дауна. Эксперты считают, что виною этому изменение нормального поведения яйцеклетки на этапе старения женского организма. Выводы генетиков опубликованы в издании Nature Communications.

К сожалению, зачастую поздние дети с рождения приобретают синдром Дауна и другие генетические патологии. Ученые видят причину этого в том, что у женщин среднего и старшего детородного возраста яйцеклетка по-другому, чем в молодости, накапливает наследственный материал.

По объяснению биологов, материнские и отцовские хромосомы «перемешиваются» яйцеклеткой в период, когда она находится на стадии матрицы. Затем запускается сложный процесс деления, вследствие которого образуется четыре клетки с определенным набором хромосом. Из них только одна становится полноценной яйцеклеткой, а все остальные просто погибают.

Эксперименты с мышами позволяют сделать вывод о том, что генетические сбои, информация о которых хранится яйцеклеткой, связаны с порядком распределения хромосом в ее частях во время ее деления. Оказалось, что у мам «в возрасте» такой процесс связан с повышенным риском патологий.

Женщины в старшем репродуктивном возрасте могут иметь в такой яйцеклетке лишние хромосомы, или напротив, какой-то фрагмент ДНК в ней может отсутствовать. Данные факторы и влияют в итоге на появление на свет малыша с генетическими отклонениями, в том числе, с синдромом Дауна.

Авторы исследования установили, что в организме взрослых женщин хромосомы перемещаются в будущие яйцеклетки не все одновременно, а в разные периоды их созревания.

Ученые пытаются определить, почему в яйцеклетке возрастных женщин по-разному распределяется генетический материал и что нужно предпринять для упорядочивания этого процесса, предупредив тем самым возникновение генетических заболеваний.