Китайские ученые впервые генетически модифицировали эмбрион человека

Генетики из Университета Сунь Ятсена (Китай) подтвердили распространившиеся в марте СМИ слухи о том, что они осуществляли попытки модифицировать геном зародышей человека, однако столкнулись с рядом непреодолимых сложностей, не позволяющих применять популярный редактор генома CRISPR/CAS9 в медицинских и терапевтических целях.

В марте 2015 года мировые научные круги стали полниться слухами о том, что некоторые китайские ученые провели серию опытов по корректировке и замене генов в дефектных эмбрионах человека.

Сейчас все слухи подтвердились, так как китайские генетики под управлением Цзюньцзю Хуана из Университета Сунь Ятсена опубликовали в журнале Protein & Cell статью, в которой описали итоги достаточно неудачных в целом попыток адаптировать набирающую стремительную популярность систему редактирования генома CRISPR/Cas9 для корректировки и формирования человеческой ДНК.

Китайские ученые отмечают, что для снижения степени критики в свой адрес, они использовали в своих генетических опытах «мертвые» человеческие зародыши, взятые с согласия пациентов китайских центров репродукции и планирования семьи.

Генетики под руководством Хуана попытались удалить из ДНК этих зародышей дефектный ген НВВ, который вызывает бета-талассемию, представляющую собой сложное генетическое заболевание крови, которое вызывает тяжелые последствия: умственную отсталость, деформацию костей черепа и ряд других проблем.

Исходя из результатов экспериментов, китайские генетики сделали вывод, что CRISPR/Cas9 не смог справиться с поставленной задачей – только 28 из 86 эмбрионов благополучно пережили редактирование генома и только четверо из них стали обладателями скорректированной версии гена НВВ. На этой стадии генетики были вынуждены заморозить эксперимент, так как стало понятно, что кроме необходимых исправлений в необходимой части ДНК, CRISPR/Cas9 изменял структуру генома и в качественных участках ДНК.

По этическим соображениям престижные научные журналы отказались публиковать итоги этих экспериментов.

Несмотря на неудачи, Хуан намерен продолжить эксперименты – его группа работает над созданием наиболее точных и короткоживущих ферментов, способных снизить количество ошибочных правок. Проблема, по мнению генетиков, также может состоять в том, что эмбрионы, которые использовали генетики, содержали по три копии хромосом.

Примечательно, что Хуан не одинок в своих изысканиях. В Китае существует еще не менее четырех научных групп, проводящих аналогичные эксперименты.