Биологи открыли микробов, целенаправленно вызывающих рак прямой кишки

Американские биологи установили, что один из штаммов стрептококка, обитающих в кишечнике человека, не просто способствует возникновению злокачественных новообразований в прямой кишке, но и целенаправленно вызывает его, сообщается в статье журнала PLOS Pathogens.

И Сюй из Университета A&M в Техасе (США) рассказал, что ученые и до этого знали, что данный микроб связан с высокой вероятностью развития рака прямой или толстой кишки, а теперь обнаружили, что он играет ключевую роль в развитии онкологии кишечника. В то же время ученый признал, что им пока неизвестно, необходимо ли постоянное присутствие микроба для распространения рака, или достаточно временного заражения кишечника Streptococcus gallolyticus, чтобы привести организм человека к подобным последствиям.

В последнее время ученые открыли несколько видов микробов, напрямую связанных с развитием рака в организме человека, животных и в тканях растений. Например, бактерии Heliobacter pylori и Streptococcus gallolyticus на сегодняшний день считаются главными пособниками развития рака желудка и прямой кишки у человека, а на корнях растений часто развиваются опухоли благодаря их заражению микробами Agrobacterium tumefaciens и десятком других бактерий.

Если Agrobacterium tumefaciens вызывают рак в растениях пи помощи своеобразной «генной терапии», специалисты пока не знают, замешаны ли Heliobacter pylori и прочие патогенные обитатели микрофлоры кишечника в развитии рака, или же они просто предпочитают жить внутри опухолей. Сюй с коллегами выяснили, что это действительно так в ходе наблюдения за «общением» микробов и культур клеток кишечника, выращенных в пробирке и извлеченных из опухолей пациентов.

Оказалось, что совместное выращивание «муляжей» кишечника и колоний Streptococcus gallolyticus на самом деле ускоряет рост опухоли и принуждает здоровые клетки превращаться в «заготовки» раковых опухолей.

Ученые обнаружили, что это только при исполнении двух условий – в том случае, если микробы напрямую контактируют с клетками кишечника, и только тогда, когда они находятся в определенной фазе роста. Вдобавок, микробы вызывали рак не во всех, а только в определенных клетках прямой кишки, выделявших «правильное» количество одного из ферментов в окружающую среду.

Проанализировав содержимое нескольких сотен опухолей, удаленных из кишечника пациентов, эксперты обнаружили, что практически во всех из них присутствовали колонии Streptococcus gallolyticus. Данный факт окончательно убедил ученых, что эти микробы действительно замешаны в развитии рака прямой кишки, и что борьба с ними может помочь пациентам или замедлить развитие опухоли или избежать ее появления.