У моллюсков обнаружили заразный рак

Американские ученые из Университета Колумбии в Нью-Йорке под руководством Стивена Гоффа обнаружили тип рака, способного передаваться, в том числе, и между различными биологическими видами. Подобная форма заболевания встречается у моллюсков, и, вероятнее всего, он опасен только для брюхоногих беспозвоночных. Тем не менее, ученые считают данное открытие очень значимым и всерьез обеспокоены ним.

Данный случай является первым, когда исследователи обнаружили онкологию у животных в заразной форме. До этого, в течение долгого времени науке было известно только два примера подобного явления – собаки могут передавать друг другу болезнь половым путем, а тасманийские дьяволы – при укусах.

В среде брюхоногих двустворчатых моллюсков лейкемия в заразной форме была обнаружена недавно, и вначале специалисты считали, что имеют дело с каким-то вирусом. Они полагают, что зараженные клетки крови могли передаваться от одних особей другим и без непосредственного контакта, вызывая заражение, и тем самым провоцируя гибель целых популяций.

Беспокойство ученых вызвал тот факт, что выявленная форма лейкемии могла заражать не только тех моллюсков, у которых она была выявлена изначально, но и других особей, принадлежащих к другим, хоть и родственным видам. Ранее ученые ничего подобного не наблюдали. По последним данным, как говорят ученые, раковые клетки способны адаптироваться к организму, который отличается от первоначального носителя. Так, исследователи обнаружили у моллюсков вида Polititapes aureus зараженные клетки, которые генетически соответствуют другому виду моллюсков – Venerupis corrugata.

В статье, опубликованной в издании  Nature, ученые отмечают, что на сегодняшний день они не готовы с достаточной степенью точности описать механизм распространения заразной лейкемии. Также пока не ясна история формирования такого механизма, а также степень его реальной опасности для разных биологических видов, и в первую очередь для тех, кто обитает в воде.