В Иране на несколько часов был отключен файервол, контролировавший социальные сети

Весть про то, что заблокированные иранские медиа-сайты открыты, конечно же распространилась по самим этим сайтам: в поздравительных твитах и сообщениях в Facebook. Через несколько часов во вторник те же самые сайты обсуждали грустную реальность того, что четырехлетний файервол снова вернулся.

Иранские специалисты обвинили технический «глюк» в коротком окне в сеть. Но другие интерпретировали эти движения как признаки возросшей внутренней борьбы между умеренным президентом Гасаном Рухани – который обещал послабления иранской кибер-цензуры и сторонниками жесткой линии в исламском истеблишменте, которые не видят преимуществ в снятии ограничений, чтобы не плодить потенциальных политических оппонентов и реформистов.

Шансы очень незначительны на то, что иранские секретные надзиратели за сетью проведут полный учет короткой свободы, которая позволила пользователям получить доступ к запрещенным сайтам, таким как Twitter и Facebook напрямую, вместо того, чтобы пользоваться прокси серверами и обходить иранский контроль.

Полуофициальное новостное агентство Mehr процитировало Абдулсамада Норамабади, члена комиссии по присмотру за Интернет, когда он говорил, что фильтры были временно сняты поздно в понедельник из-за «технической ошибки, касающейся некоторых сервисных интернет-провайдеров». Он также предупредил, что расследование также предполагает возможность саботажа. «Мы расследуем это», сказал он.

Позже официальный представитель телекоммуникационных служб Гасан Карими сказал, что открытие сети было вызвано сменой интернет адресов Facebook, что потребовало снятия фильтров и установки новых файерволов.

«Речь не идет про ошибку, даже если она и произошла», сказал Скот Лукас, эксперт по иранским делам в Бирмингемском университете в Британии и редактор EAWorldView – сайт иностранной политики. «Большая картина в том, что интернет важен для политических битв внутри страны как для внутренних, так и для внешних дел».

Строгие меры относительно иранских социальных медиа были ответом на уличные беспорядки и волнения после спорных перевыборов Махмуда Ахмадинеджада, чьи оппоненты были одними из первых на Среднем Востоке, кто использовал организованные протесты.

Ирония в том, что и иранские официальные лица также поняли полезность социальных медиа, которые они считали очень опасными для их публичной открытости.

Аккаунты с именами Главного Лидера Айатоллы Али Хаменни обычно собирают десятки комментариев в день. Авторитетные лица настаивают на том, что Хаменни не имеет собственных аккаунтов, но не закрывают их – спекулируя и подпитывая свои помощников и молча их поддерживая.

Во вторник аккаунт в Twitter под именем Хаменни приравнял дипломатию к боевому поединку. Борьба – это хорошо, как в нем сказано, но следует помнить, что вы все враги – отсылка к возросшей социальной программе США во время посещения Рухани Нью Йорка в этом месяце для участия в генеральной ассамблее ООН.

Выбор редакции