На протяжении всего двадцатого века, не утихали научные дискуссии, относительно получения безводного аморфного карбоната магния.
Как утверждалось, упорядоченные формы этого вещества, широко распространены в природе, причём, как растворёнными в воде, так и без неё. Искусственное же получение его, считалось довольно сложной и опасной задачей.
Ещё в 1908 году, немецкие исследователи однозначно заявляли, что метод получения, при котором используется продувка спиртового раствора пузырьками углекислого газа, действителен только для других групп аморфных карбонатов. В случае же с этим ничего не получится. Позднее в 1926 и 1961 годах, проводимые опыты только лишь подтвердили эти слова.
Однако, как обычно, своё весомое слово сказал случай. Однажды исследователи из шведского Уппсальского университета, несколько поменяли параметры, при которых должна происходить реакция, при этом, окончив работу и не добившись результатов, по недосмотру, материал забыли в реакционной камере. После выходных придя на работу, они увидели в камере неизвестное гелеобразное вещество. Когда этот гель высушили, он и оказался аморфным карбонатом магния.
Целый год ушёл на анализ материала, также все это время проводилась тонкая настройка по проведению эксперимента. В результате исследования архивных материалов выяснилось, что некоторые детали дающие понятие о ходе эксперимента, есть в одной из старых русских диссертаций. Как итог, шведским учёным удалось отладить процесс получения вещества до сравнительно простой технологии, проходящей при низкой температуре.
Впрочем интерес для учёных представлял не столько сам процесс, сколько получившийся результат. Новый материал, имеет пористую структуру, причём размер этих пор, позволяет проникнуть туда молекулам многих веществ, включая и воду, а вот выйти назад не всегда удаётся. Особенно неожиданной оказалась площадь, ведь для щелочноземельного металла, показатель в 800 квадратных метров на грамм, является довольно рекордным показателем.
В результате полученных данных стало ясно, что материал попадёт в группу цеолитов, углеродных нанотрубок, металлоорганических каркасных структур и мезопористого кремнезёма. Следует учесть. что при этом он во многом превосходит по своим свойствам названные материалы. По сравнению с теми же металлоорганическими каркасными структурами, он затрачивает значительно меньший объём энергии чтобы освободиться от абсорбированного материала.
Учёные уже дали полученном у материалу название «уппсалит» и как уже понятно, он придётся весьма кстати для извлечения влаги из окружающего воздуха. Даже при сильном снижении уровня влажности, он при комнатной температуре сохраняет до 75% содержащейся в нём влаги. После того же, как произвести нагрев до 100 градусов, влага полностью отдаётся, а сам материал пригоден к повторному применению. Одним словом, данное изобретение довольно перспективно и скорее всего найдёт применение в промышленности, где требуется контроль влажности. Помимо этого, его также можно будет использовать для нейтрализации нефтяных пятен и других химических отходов.