Недавнее исследование Британской ассоциации защиты прав потребителей «Ведьма?» раскрывает тревожную практику чрезмерного сбора пользовательских данных умными бытовыми приборами, которые сегодня активно используются на кухнях.
Это исследование, проведенное на сопутствующем онлайн-портале, показало, что многие устройства для умного дома собирают больше данных, чем необходимо для их нормальной работы, а затем отправляют эту информацию на удаленные серверы. Исследователи установили, что эти данные могут быть использованы для маркетинга или проданы третьим лицам без ведома потребителей.
Одним из объектов исследования стали популярные умные устройства, такие как пароварки. В ходе анализа выяснилось, что эти устройства собирают не только информацию о местоположении пользователя, но и без явной причины запрашивают доступ к записи звука на мобильных телефонах, подключенных к ним. Особое внимание было уделено анализу «умных» фритюрниц Xiaomi и Aigostar, где были выявлены подозрительные практики.
Приложение Xiaomi для управления фритюрницей оказалось подключенным к рекламным сетям Facebook и TikTok, что позволяет отслеживать местоположение пользователя для более точного таргетинга рекламы. В свою очередь, приложение Aigostar собирало личную информацию о поле и возрасте пользователя, хотя такие данные не имели явной необходимости для функционирования устройства.
Важно отметить, что все три исследованных устройства отправляли собранные данные на серверы в Китае, как указано в их политике конфиденциальности. Однако ассоциация не проводила детального анализа того, как именно используется собранная информация после ее передачи на серверы.
Помимо фритюрниц, исследователи также проверили несколько смарт-устройств, включая телевизоры, умные часы и колонки. Почти все из этих устройств оказались связаны с рекламными трекерами, отслеживающими точное местоположение пользователей. Эти устройства явно собирали данные, которые не были необходимы для их основной работы, что еще больше подрывает доверие к производителям «умной» техники.
В ответ на результаты исследования компании, производящие эти устройства, заявили, что они не продают собранные данные, а некоторые функции являются специфичными только для китайского рынка. Также утверждается, что они предоставляют пользователям возможность контролировать данные, которые собираются, и удалять их, что якобы соответствует стандартам Европейского Союза. Тем не менее такие утверждения вызывают сомнения, особенно с учетом того, что собранные данные передаются на серверы в Китае, что может подвергать пользователей риску утечек информации и злоупотреблений.
Ассоциация «Ведьма?» подчеркнула, что существует угроза чрезмерного сбора данных, который может подвергать пользователей ненужным рискам, особенно в случаях, когда данные хранятся за рубежом. В связи с этим организация призывает британские регулирующие органы ввести законодательные меры, которые будут контролировать эти практики, а также требовать от производителей устройств большей прозрачности в вопросах сбора и использования личной информации.