Как численность жителей города влияет на степень загрязнения его воздуха? На этот вопрос постарались найти ответ исследователи из НАСА и Годдардовского центра космических полетов. Возглавил исследования Лок Ламсол, предложивший со спутников изучить самые задымленные районы планеты — Индию, Китай, Европу и США.
Подобные исследования уже проводились в мире, однако носили несколько другую направленность. В частности, ученых интересовала связь между числом городских жителей и развитостью инфраструктуры города, применением инноваций и прочими вопросами технологического и социального характера. Сейчас же внимание ученых привлекли замеры уровня вещества NO2 — окиси азота, наиболее сильно загрязняющей воздух в результате сжигания различного топлива.
Сильное скопление данного газа в атмосфере способствует развитию у жителей городов различных заболеваний, связанных с дыхательной системой. Именно наличие данного элемента в атмосфере крупных городов взяли за основу выводов о качестве воздуха на той или иной исследуемой территории.
На одном из американских спутников Aura установлен прибор, способный измерить количество NO2 в атмосфере планеты. Замеры производились после 12 часов дня в четырех указанных регионах. Затем данные, полученные со спутника, проходили обработку в компьютерной программе, моделирующей качественный состав воздуха над исследуемой территорией. После этого ученые совместили полученные результаты о загрязнении воздуха с данными о плотности населения.
Полученные данные показали, что степень загрязнения значительно отличается как в зависимости от стран, так и от численности населения в городах. Для городов с населением около 1 миллиона человек коэффициенты загрязнения воздуха составили в Индии — 0,23, в Китае — 0,68, в США — 0,98, а в Европе — 1,33. В городах, где проживает более 10 миллионов человек, воздух оказался гораздо худшего качества: в Индии коэффициент составил 0,53, в США — 2,55, в Китае — 3,13, а в Европе — 3,86.
Традиционно считается, что в крупных городах энергоэффективность находится на более высоком уровне, то есть на душу населения приходится меньшее количество вредных выбросов. Тем не менее, рост содержания окиси азота с увеличением числа жителей городов очевиден. Региональные различия, возможно, обусловлены уровнем промышленного развития и географическими особенностями территорий, однако данные особенности требуют дополнительных исследований.