Все больше учителей отдают предпочтение искусственному интеллекту в классе

Все больше учителей отдают

Искусственный интеллект (ИИ) всё активнее проникает в сферу образования, меняя привычные подходы к обучению. Согласно новому опросу компании Gallup, уже 60 процентов учителей начальных и средних школ США используют те или иные инструменты ИИ в своей работе. И, как показывает исследование, речь идёт не только о модном тренде, но и о реальных изменениях, которые могут кардинально повлиять на качество образования.

Как учителя используют ИИ на практике

Наиболее популярные способы применения ИИ в школах вполне прагматичны и ориентированы на экономию времени и повышение эффективности:

  • автоматическое создание рабочих листов и дидактических материалов;
  • подготовка и персонализация учебных заданий с учётом индивидуальных потребностей учеников;
  • помощь в планировании и организации учебного процесса.

Большинство опрошенных учителей отметили, что благодаря ИИ у них остаётся больше времени на то, что действительно важно — индивидуальное общение с учениками и укрепление взаимоотношений в классе. В отчете это времяобразование даже получило отдельное название — «дивиденды ИИ».

ИИ помогает, но не для всех одинаково

Результаты опроса Gallup показывают, что восприятие ИИ среди учителей неоднозначно. С одной стороны:

  • 74 процента учителей считают, что ИИ положительно влияет на выполнение административных задач;
  • 57 процентов отмечают улучшение работы по оценке успеваемости и подготовке заданий.

Однако не все педагоги разделяют этот оптимизм. Около 16 процентов респондентов заявили, что ИИ оказывает отрицательное влияние на качество их работы. Эксперты полагают, что такой скепсис может быть связан с нехваткой знаний о технологиях или отсутствием четких правил их применения.

ИИ и доступность образования

Одним из ключевых выводов опроса стало то, что ИИ может сыграть важную роль в повышении доступности образования, особенно для учащихся с особыми потребностями. Так считают:

  • 57 процентов учителей в целом;
  • 65 процентов педагогов, работающих в сфере специального образования.

Инструменты ИИ действительно позволяют оперативно адаптировать материалы под конкретные особенности учащихся, что значительно облегчает процесс включения таких детей в образовательную среду.

Однако, как отмечается в отчёте, эти преимущества в полной мере проявляются только у тех преподавателей, кто регулярно использует технологии. Учителя, применяющие ИИ реже одного раза в неделю, фиксируют значительно меньшую экономию времени и эффективность.

ИИ остаётся спорной темой

Несмотря на успехи, внедрение ИИ в школы США пока нельзя назвать массовым и беспроблемным. По данным опроса:

  • около 40 процентов учителей вообще не используют ИИ в своей работе;
  • только 19 процентов заявили, что в их учебном заведении существуют чёткие и официально утверждённые правила использования ИИ в образовательном процессе.

Интересно, что уровень принятия ИИ различается в зависимости от типа школы. Так, учителя средних школ одновременно являются и одними из самых активных пользователей ИИ, и одними из наиболее критически настроенных к его применению.

Опасения: ИИ и критическое мышление

Не только учителя, но и ученики высказывают обеспокоенность по поводу того, как повсеместное использование ИИ может повлиять на развитие таких фундаментальных навыков, как:

  • критическое мышление;
  • умение самостоятельно решать проблемы;
  • устойчивость к стрессам и неудачам.

Скептики считают, что чрезмерная зависимость от технологий может привести к снижению интеллектуальной самостоятельности школьников. Однако сторонники ИИ указывают, что при грамотном использовании эти технологии, наоборот, могут разгрузить учителей и позволить больше времени уделять развитию у учеников именно этих навыков.

Что дальше?

Итоги исследования Gallup дают основание для осторожного оптимизма. Эксперты считают, что при правильной интеграции ИИ в образовательный процесс школы могут:

  • повысить качество преподавания;
  • сделать обучение более доступным и персонализированным;
  • освободить учителей от рутинных задач;
  • предоставить ученикам больше возможностей для индивидуального развития.

Однако для этого необходимо:

  • развивать цифровую грамотность среди педагогов;
  • внедрять чёткие правила и этические стандарты использования ИИ;
  • внимательно отслеживать возможные негативные последствия;
  • стимулировать обмен опытом между школами.

ИИ в образовании — это не панацея, но мощный инструмент, эффективность которого напрямую зависит от того, насколько грамотно и ответственно его используют.