
Сто лет назад мобильные рентгеновские аппараты были настоящим прорывом. Для солдат, раненых на передовой Первой мировой войны, эта технология стала вопросом жизни и смерти. До её появления полевые хирурги работали фактически вслепую — пули и осколки приходилось искать на ощупь, что часто приводило к лишним увечьям и ампутациям. Всё изменилось благодаря одной женщине — великому учёному и гуманисту Марии Склодовской-Кюри.
Начало войны и личный выбор Кюри
К началу Первой мировой Мария Кюри только что основала лабораторию в Институте радия в Париже — главном научном центре по изучению радиоактивности. Но её исследовательские планы были прерваны, когда Германия вторглась во Францию. Многие коллеги ушли на фронт, а она осталась. Лишённая возможности вернуться в оккупированную Польшу, Кюри приняла решение действовать — ради Франции и спасения жизней.
Она первой делом эвакуировала единственный французский образец радия в Бордо, где временно размещалось правительство. Это был символический, но важный жест. В письме к Полю Ланжевену в 1915 году Кюри писала: «Я полна решимости отдать все свои силы на службу моей приёмной стране, потому что в данный момент я ничего не могу сделать для своей несчастной родины».
Идея мобильных рентгенов и личное участие
Кюри не ограничилась эвакуацией. Она придумала и реализовала идею создания подвижных рентгеновских станций, способных добираться до полей сражений. Вместо того чтобы делегировать проект, она сама занялась его реализацией. Освоила основы анатомии, научилась читать рентгеновские снимки и управлять аппаратом, водить и ремонтировать машины.
Она использовала свои связи и репутацию, чтобы привлечь доноров и собрать необходимое оборудование — транспорт, генераторы, экраны, плёнку. Более того, Кюри лично пожертвовала средства и даже предложила Французскому национальному банку принять её Нобелевские золотые медали в обмен на военные облигации.
Бюрократия и сексизм: препятствия на пути
Несмотря на все заслуги, Кюри столкнулась с бюрократическим сопротивлением. Женщине в начале XX века трудно было получить разрешение на вождение, работу с техникой, тем более в военной зоне. Многие чиновники считали это недопустимым. Но Кюри, не понаслышке знакомая с дискриминацией, отказалась сдаваться. Она поехала на передовую и начала проводить диагностику сама.
В её поездках её сопровождала 17-летняя дочь Ирен, будущая лауреатка Нобелевской премии, которая ухаживала за ранеными и помогала на месте.
Появление «Маленьких Кюри»
Мобильные рентгеновские аппараты, которыми управляли Кюри и её ученицы, стали называть «Маленькими Кюри» (Petites Curies). Всего за два года она помогла оборудовать около 20 таких мобильных лабораторий. Рентген стал частью стандартной полевой диагностики — спасая конечности и жизни, уменьшая число ампутаций и ошибок в хирургии.
Кюри понимала: одна она не справится. Поэтому она организовала программу обучения при Институте радия. Там она подготовила около 150 женщин, которые освоили технику работы с рентгеном и начали трудиться в госпиталях по всей Франции. Это была одна из первых массовых программ технологического образования для женщин в Европе.
Наследие, которое изменило медицину
К 1918 году «Маленькие Кюри» провели более миллиона рентгеновских снимков. Это позволило тысячам солдат избежать инвалидности, а врачам — работать с большей точностью. Историки подчёркивают, что вклад Кюри в военную медицину зачастую недооценивают, фокусируясь на её научных открытиях.
Но её работа на войне была не менее революционной: она изменила подход к медицине, сломала барьеры для женщин и доказала, что наука может быть не только лабораторной, но и глубоко человеческой.
Память о героине науки
Мария Кюри осталась в истории как первая женщина — и единственный человек, дважды удостоенный Нобелевской премии в разных научных областях. Но её деятельность во время Первой мировой — не менее вдохновляющая глава. Её настойчивость, смелость и самоотверженность позволили науке выйти за пределы институтов и спасти тысячи жизней.
Сегодня мобильные диагностические станции используются по всему миру — в зонах боевых действий, при эпидемиях, на стихийных бедствиях. И каждый раз, когда машина с логотипом «радиология» подъезжает к палатке госпиталя, в этом есть частица великого наследия Марии Кюри.