
Вы когда-нибудь ловили себя на том, что начинаете качать головой, покачивать ногой или пританцовывать под музыку, которая вам, по сути, не нравится? Возможно, это радио в супермаркете или трек в плейлисте друга — и всё же тело как будто само начинает двигаться в ритм. Учёные из Университета Конкордия в Канаде попытались разобраться, почему так происходит — и обнаружили, что стремление двигаться под музыку может быть встроенной физиологической реакцией, независимой от вкусов и предпочтений.
Танец как автоматическая реакция
Новое исследование, проведённое аспирантом Айзеком Ромки и его коллегами, показало: желание двигаться под музыку — это не обязательно результат удовольствия от прослушивания. Это врождённая склонность, которая может проявляться даже у людей с музыкальной ангедонией — редким состоянием, при котором человек не испытывает удовольствия от музыки, несмотря на нормальное восприятие звуков и ритма.
Авторы работы решили выяснить, отделимы ли две составляющие музыкального восприятия — удовольствие и двигательная реакция. Чтобы проверить это, они сравнили, как реагируют на музыку две группы людей: одна включала участников с подтверждённой музыкальной ангедонией, другая — людей с обычным музыкальным восприятием.
Как проходил эксперимент
Участникам эксперимента предлагалось прослушать более 50 коротких музыкальных фрагментов, варьирующихся по ритмической сложности — от очень простых до достаточно запутанных. После каждого трека испытуемые оценивали два аспекта: насколько музыка им понравилась и насколько сильно она вызвала у них желание двигаться.
Ожидалось, что у всех участников будет наблюдаться типичная для здорового восприятия реакция: максимальное желание двигаться вызывают композиции средней ритмической сложности, тогда как слишком простые или, наоборот, чересчур сложные ритмы менее «танцевальны». Эта зависимость часто описывается как перевёрнутая U-образная кривая.
И действительно, такая реакция наблюдалась в контрольной группе. Однако у людей с музыкальной ангедонией зависимость оказалась почти такой же — с одной важной оговоркой. Хотя уровень удовольствия от прослушивания у них был в целом ниже, стремление двигаться под музыку сохранялось. Более того, в некоторых случаях именно моторная реакция становилась для них главным источником позитивного восприятия музыки.
Движение без эмоций?
Результаты исследования поднимают интересный вопрос: можно ли наслаждаться музыкой, не испытывая эмоций в обычном смысле, но получая положительный отклик через движение? Исследователи считают, что да — и это подтверждает гипотезу о разделении двух путей обработки музыкального опыта в мозге.
Мотивация к движению активирует зоны мозга, отвечающие за моторные функции, включая мозжечок и премоторную кору. А удовольствие от музыки связано с другими зонами — прежде всего с системой вознаграждения, включающей вентральную область покрышки, прилежащее ядро и орбитофронтальную кору. У людей с музыкальной ангедонией вторая система, по-видимому, работает слабее, но первая сохраняет свою активность.
Откуда берётся ангедония
Причины музыкальной ангедонии пока до конца не известны. Есть предположения о генетической предрасположенности или особенностях раннего музыкального опыта. Важно отметить, что в исследование включались только те участники с ангедонией, которые при этом получали удовольствие от других стимулов — таких как вкусная еда, физическая близость или визуальное искусство. Это позволило исключить общую ангедонию, часто связанную с депрессией.
Кроме того, у всех участников было сохранено нормальное восприятие высоты тона и ритма — то есть, проблема не в слухе и не в понимании структуры музыки. Всё указывает на специфический сбой в цепочке удовольствия именно в музыкальном контексте.
Что это значит для понимания природы танца?
По мнению исследователей, полученные данные подтверждают, что движение под музыку может быть инстинктивным, почти рефлекторным поведением. Эта реакция может играть эволюционную роль — например, помогать синхронизации в группе, укреплять социальные связи или даже улучшать когнитивные функции за счёт ритмической стимуляции.
Танец, таким образом, оказывается не просто культурной практикой, а глубоко укоренённым в организме механизмом взаимодействия с миром. И даже если музыка не радует душу — тело может откликаться на неё, подчиняясь ритму как первобытному импульсу.