Самые малые луны Плутона получили названия Цербер и Стикс

Ранее известные как P4 и P5, наименьшие луны Плутона получили официальные имена: Цербер и Стикс.

Эти имена были избраны как получившие наибольшее количество голосов на двухнедельном голосовании. А недавно они были одобрены официальным номенклатурным комитетом Международного астрономического союза.

Потому с этого дня две наименьшие скалистые луны, которые вращаются вокруг снежка-переростка, который раньше назывался планетой, будут вызывать ассоциации с трехголовым псом, охраняющим ворота в подземный мир (Цербером), и рекой, которую пересекают души умерших (Стиксом).

«Я надеюсь, что публика будет довольна принятым решением», заявил Марк Шоуволтер, ученый из Института SETI, который открыл P4 в 2011 году и P5 в 2012 году. «Не думаю, что кто-либо устраивал интернет-голосование такого масштаба, как мы».

Обычно тот, кто открывает новое небесное тело, получает право его назвать. Но Шоуволтер и его коллеги приняли более популистское решение: они предложили публике шанс окрестить новые луны.

На протяжении двух недель в феврале любой владелец компьютера мог проголосовать за свое любимое имя, или предложить собственную идею. Предварительная идея гласила: требуются имена, которые имеют прямое отношение к Плутону, греческому богу подземного мира, и такие, которые не были уже присвоены ни одному объекту в солнечной системе.

Изначально предлагалось 12 имен при голосовании, включая таких прислужников как Гадес и Эвридика, Алекто и Персефона. По прошествии нескольких дней Шоуволтер добавил еще восемь. На момент закрытия голосования было собрано около 450 000 голосов, и голосующие предложили 30 000 новых вариантов (включая Стивена и Колберта, Микки и Мини, Potato и Pota(h)to, а также множество других родственников, которые имели отношения к потустороннему миру).

Среди прочих наименований был Вулкан, римский бог огня и вулканической ярости, как первое дополнение к голосованию. Предложенный 12 февраля через твит Вильямом Шатнером, Вулкан быстро обогнал других конкурентов, лидируя в финале с 170 000 голосами.

Шоуволтер предложил Вулкан и, получивший второе место Цербер (99 432 голоса) Международному астрономическому союзу на одобрение.

Однако размышляя над именами, МАС обнаружил, что уже существует слишком много объектов, названных в честь Вулкана – даже не включая фантастическую родину героя Стартрека мистера Спока – и после длительных дебатов не признал Вулкан.

«Что? Это невозможно! Я собираюсь начать переворот», заявил Шатнер, когда ресурс Wired обнародовал результат. «Плутон настолько большой и холодный, что заслуживает горячего небольшого камешка, который бы вращался вокруг него с именем Вулкан – для согрева».

Цербер также попал в неприятности – это имя уже было занято астероидом. Вместо этого Шоуволтер с коллегами предложили Кербер, с греческим произношением. А вместо Вулкана было предложено наименование Стикс (87 858 голосов), которое к тому же было рекой, а также именем богини нерушимых клятв.

«Конечно то, что Вулкан не был признан МАС стало для меня разочарованием, однако вокруг этого имени было слишком много интриг, связанных с его прежним использованием», объяснил Шоуволтер, учитывая то, что «Вулкан» — это имя гипотетической планеты в солнечной системе, также как и класс проходящих мимо Солнца астероидов.

Вместе с этим решение не исключает возможности наименования объекта в системе Плутона.

Когда космический челнок New Horizons пролетит мимо пятилунного мира в 2015, он убдет занят фотографированием Плутона и его наибольшего спутника – Харона. Эти снимки должны представлять невероятно детализированные фотографии этих далеких снежков, а снимки позволят ученым, а также досужей публике, рассмотреть детали поверхности, такие как кратеры и горы. В отличие от объектов на орбите, эти объекты не подвержены номенклатурным ограничениям (что привело к появлению таких диковинок как Ородруин на Титане и множества артистов на Меркурии).

В настоящее время New Horizons все еще в шести астрономических единицах от Плутона, и планетарный диск все еще выглядит как яркое светящееся пятнышко. До апреля 2015 года, космический корабль будет на достаточном расстоянии до далекого замерзшего мира, чтобы его камеры на борту смогли давать фотографии, превышающие разрешение лучшего космического телескопа Hubble.

Может быть, в тех пикселях скрывается поражающий воображение вулкан, который и может быть назван Вулкан, фонтан, извергающий ярость, который и получит ожидаемое имя.