Астрономы обнаружили сразу три планеты, потенциально пригодные для жизни, в одной системе

Три, а может даже четыре потенциально обитаемые планеты находятся на орбите звезды в трехзвездной системе в 22 световых годах от Земли, объявила группа астрономов во вторник.

Впервые исследователи обнаружили так много планет, находящихся на орбите в годной для проживания зоне – в регионе вокруг звезды, где планета получает достаточно энергии для того, чтобы вода оставалась стабильно на поверхности планеты.

Три планеты, так называемые супер-Земли, с массами от 2,7 до 3,8 от земной. Четвертая, наименьшая, и наименее изученная группой, с массой в 1,1 от земной – объект, который по словам исследователей, потребует лучшего исследования, чтобы определить, находится ли он в годной для проживания зоне.

Это вполне заполненное местечко. Все четыре планеты находятся на орбите звезды, Gliese 667C, на расстоянии в 15 миллионов км. в поясе, который вполне комфортабельно бы уместился на дистанции от Земли до Венеры. В этом случае, однако. орбиты планет проходят значительно ближе к звезде – красному карлику, с массой лишь в одну треть от солнечной и лишь в 1% яркости Солнца.

Зоны, годные для проживания для таких тусклых звезд находятся значительно ближе к звезде, чем в нашей солнечной системе. Наиболее удаленная из четырех планет, находится на орбите Gliese 667C с периодом в 62 дня, в то время как самая близкая вращается с периодом в 16 дней.

Группа, ведомая Гилермом Англада-Эскуде из Университета в Готтингеме, Института Астрофизики в Германии, сделала формальный отчет, который был принят в журнале Astronomy and Astrophysics, по трем планетам, которые наблюдаемы лучше всего.

«Впервые три таких планеты были обнаружены на орбите в этой зоне в одной системе», говорит Пол Батлер, астроном из Института имени Карнеги в Вашингтоне, и член исследовательской команды, в подготовленном заявлении.

В действительности эти три – одни из пяти или семи планет, которые по мнению ученых, находятся на орбите Gliese 667C. В прошлом году другая группа астрономов отчиталась про обнаружение трех планет на орбите звезды. Одна из них была обнаружена в обитаемой зоне. Доказательства для этих трех были довольно сильны, однако ученые подозревали, что еще несколько планет скрывались среди данных, которые команда собрала на 3,6 метровом телескопе в чилийской обсерватории Ла Силла в пустыне Атакама, и Европейской южной обсерватории.

Команда доктора Англада-Эскуде добавила свежие наблюдения в предварительно собранные данные и применила пару статистических инструментов, чтобы отсеять данные про большее количество планет. Обе этих попытки включили «от пяти до семи очень близких сигналов про планеты с малой массой», находящихся на очень близких орбитах от солнца, сказал он.

Для любых существ, наделенных сознанием, живущих ан поверхности любой из трех супер-Земель, две другие звезды в трехзвездной системе будут освещать поверхность светом, наподобие лунного и будут видимы на протяжении дня.

Однако присутствие поверхности, или даже водной поверхности, не говоря уже про жизнь, на любом из этих объектов остается спекулятивным. Команда использовала приближение для поиска планет, которое включает планетарную массу и период обращения. Техника включает и поиск раскачивающихся планет, которые зафиксированы в звездном спектре по гравитационным меткам, которые меняются с каждой орбитой. Однако, ничто в этой технике, известной как приближение радиальной скорости, не дает достаточно информации про размер планеты или ее внутреннюю плотность. Плотность бы обозначала то, что планета состоит из камней, газа, или даже водного мира.

Еще одним приближением, которое учитывает потускнение, которое демонстрирует планета, проходя напротив звезды, может предоставить и данные для расчета плотности. Однако ни одна из этих планет не была зафиксирована в момент прохождения.

Вместо этого команда дает лишь предположения, которые основаны на том, что астрономы знают про распределение планет в других звездных системах, где были определены общие массы, а а также то, что уже известно про формации в системах, наподобие солнечной.

Команда делает такое предположение, что трио планет менее массивные, чем самая легкая из известных газовых планет или наиболее массивной из каменных, и предполагает, что они каменные в процессе обсуждения.

Gliece 667C, хотя и значительно старше 2 миллиардов лет, как оказалось, не имеет выбросов радиации, которые наблюдаются у других красных карликов. Астробиологи выражали беспокойство, что такие выбросы могут погубить организмы, которые находятся на планетах в обитаемой зоне.

Планеты также, находятся на круговых, или близких к круговым, орбитах, и всякий раз оказываются с одинаковой поверхностью к Gliese 667C на этих орбитах. Если у планет неплотные атмосферы, то в дневное время, предположительно, на них будет слишком жарко, а в ночное время слишком холодно для поддержания жизни – по крайней мере на поверхности. Плотная атмосфера могла бы распределить тепло между полусферами, делая климат умеренным как минимум в некоторых местах на поверхности.

Для астробиологов, которые обнаруживают такое большое скопление вокруг звезды в такой близости, это является золотой жилой, в то время как появляются все новые поколения космических телескопов.

«Вместо того, чтобы наблюдать за десятью звездами в поисках одной потенциально пригодной для жизни планеты, мы сейчас знаем, что можно следить лишь за одной звездой, чтобы обнаружить их сразу несколько», говорит Рори Барнс, астробиолог и член исследовательской команды, которая подготовила результаты.