РЖД и левые схемы

Наша страна издавна считается богатой на природные ресурсы, а наши бизнесмены, понявшие эту суть, давно зарабатывают на этом миллиарды. Сегодня уделим внимание железнодорожным перевозкам в России, а точнее монополисту в этой сфере — государственной компании «Российские железные дороги», так как часть от этой прибыли передается не в государственный бюджет, а выводится в офшоры, оседая в карманах отдельных личностей.

Примеров того, как можно зарабатывать деньги на РЖД и забирать их себе, не делясь с государством, очень много. К примеру, рассмотрим инцидент с перевозкой стройматериалов якобы для нужд главного российского перевозчика. Ее суть заключается в том, что между заказчиком и «Российскими железными дорогами» «встряли» несколько фирм-посредников, которые представляют собой якобы логистические компании, имеющие отношение к перевозчику. Им предоставляется полный контроль над контрактами на поставки, а также именно они диктуют клиентам свои условия, получая от этого немалую прибыль. Конечно, как вы уже успели догадаться, с государством при таком раскладе никто делиться не собирается. Кроме того, посредникам даже по нраву оставаться в тени.

Была надежда,как сообщили журналисты wek.ru, что ситуация может измениться после смены руководства РЖД. Действительно, новые руководители начали предпринимать определенные усилия на пути к ликвидации коррупции, но все прекрасно понимают, что это не реально сделать за один месяц и даже год. Виной тому комбинаторы, которые просто идеально разбираются во всех юридических деталях и знают как себя обезопасить.

Одна из таких цепочек была создана около четырех лет назад. Тогда один из филиалов «РЖД» (Центральная дирекция по ремонту пути (ЦДРП)) проводила тендер на поставку строительных материалов, а также тендер на услуги транспортной экспедиции. В итоге соглашения были заключены с двумя компаниями, которые предложили наиболее интересные условия. По итогам конкурса услуги транспортной экспедиции предоставляли три оператора. Это ООО «ТТК-Транс», «Азия-Транс» и «Транс-Логик Траст» . Специалисты могут подтвердить, что изначально все проходило по закону, но позже выяснилось, что 74% перевозок достались компании «Азия-Транс», а остальные перевозчики распределили между собой остальные 26%.

Но это далеко не все странности. Позже от компании «ТТК-Транс» отделили дочернее ООО «Логистический центр ЦДРП», предоставив последнему массу дополнительных полномочий. Такое решение принял президент ЦДРП Владимир Гаца. Именно этот момент, когда государственная структура буквально обрела коммерческую «надстройку», считается едва ли не ключевым во всей этой истории. Логистический центр сразу же получил основные функции, связанные с заключением договоров. Он также занимался планированием бюджета и определял объемы конкретных заказов экспедиторам. Конечно, за услуги ЦДРП ежемесячно платил логистическому центру, что вполне логично.

После этого в ЦДРП поменялось руководство. Владимира Гацу перевели на другую работу, а «ТТК-Транс» получила в итоге около 25% всех заказов на перевозки. Гаца стал гендиректором НК «Бердяуш» а затем он был назначен генеральным директором ООО «ТК Азия-Транс. После этого возможности логистического центра расширились до предела и «аккуратно» перешли «Азия-Трансу». Таким образом, увольнение Гацы никак не отразилось на ситуации, ведь по-прежнему коммерческая структура вела полный контроль над заказами в государственной компании, устанавливала стоимость перевозок, и получая дополнительную.

С весны 2015 года функциями заказчика занималась другая компания. Они были переданы от одного филиала РЖД (ЦДРП) к другому – Желдорснабу. В этот момент «Азия-Транс» или же лично Владимир Гаца единолично «заменил собой» государство. Заказчики подавали в «Азию-Транс» все данные по своим заводам и их возможностям, а коммерсанты в ответ предоставляли производителям строительных материалов месячные планы перевозок, рассчитывали бюджеты, а затем перераспределяли между нужными фирмами объемы на поставки.

Интересно, что средства логистическим компаниям передавались фактически «из воздуха». Главным доходом «Азия-Трансу» и «ТТК-Транс» были перевозки в полувагонах, которые по документам принадлежали филиалу РЖД, а именно Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО).

Со временам к руководству перевозчика подтянулись заинтересованные лица, которые оказались давними знакомыми и партнерами по бизнесу. К примеру, Сергей Вильшенко, являющийся главным собственником «Азия-Транса», совсем недавно был одним из соучередителей НК «Бердяуш». А место коммерческого директора ТД «РЖД» ему было практически подарено отцом. Владимир Гаца тоже не забывал друзей из РЖД и постоянно  «финансово мотивировал» их на сотрудничество.

В начале текущего года был проведен новый конкурс, победитель которого получил право на поставки стройматериалов. Тендер выиграл АО «ФГК» (Федеральная грузовая компания), в состав которого также входят «ТТК-Транс» и «ТК «Азия-Транс». Именно эти компании будут заниматься вскрытием конвертов. Разгоревшийся после этого конфликт аккуратно был потушен, после чего проигравшим конкурентам были переданы самые малые доли перевозок по дополнительному соглашению (отметим, что «Транс-Логик Траст» получил 5%). Считается, что в этом огромная заслуга нового руководства РЖД.

В завершении отметим, что «Азия Транс» по сей день полностью контролирует весь процесс перевозок. 30 декабря срок договора истекает. Но пока точно неясно – будет ли соглашение продлено.

Выбор редакции