Ученые зафиксировали повышенное ультрафиолетовое излучение, опасное для человека и всей экосферы

В Андах Боливии был зафиксирован рекордный уровень ультрафиолетового излучения. Об этом на днях сообщили ученые из Германии и США в журнале Frontiers in Environmental Science.

Концентрация ультрафиолета, зафиксированного на поверхности земли, выше нормы для человека в 4 раза. Такой уровень излучения может нанести сильный вред экосфере.

Натали Кэброл, ведучщий специалист в исследовательской организации, заявила, что главной опасностью в данном случае является само место зафиксированного излучения.

Подобные превышения нормы фиксировались и ранее (например в Антарктиде, где нет людей), но в данном случаем уровень “зашкаливающий” ультрафиолетового излучения был зарегистрирован непосредственно в тропиках вблизи поселений и городов. Данный факт может представлять серьёзную угрозу населению, проживающему неподалёку.

УФ-излучение в повышенных нормах очень пагубно сказывается как на здоровье человека, так и на биосфере в целом: повреждается структура ДНК, происходят нарушения процессов фотосинтеза у растений, снижается жизнеспособность личинок и яиц насекомых.

Исследователи из института SETI и NASA, под руководством Кэброл производили измерения УФ излучения в Андах вокруг озер, расположенных высоко в горах. Научная экспедиция проходила по проекту астробиологического исследованию «марсианских» ландшафтов на нашей планете.

Ученые производили замеры на высоте около 5.9 км на вершине вулкана Ликанкабур, а также вокруг высокогорного озера Лагуна-Бланка, которое находится неподалёку от вулкана.

Кэброл отмечает, что на высокий уровень ультрафиолетового излучения в случае влияет несколько факторов:

• — большая высота точки замеров
  • — тонкий озороновый слой
  • — расположение Солнца в зените
  • — большая вспышка солнечной активности в декабре

Помимо этих основных факторов, исследователи полагают, что и выброс естественных аэрозолей в атмосферу повлиял на увеличение концентрации УФ:

• — после пожаров в качестве аэрозоли выступает дым;
  • — эрозии почвы;
  • — бури.

Эти выбросы могли уменьшить толщину озонового слоя.

Исследователи зафиксировали УФ-индекс 26, а в конце 2003 года УФ-индекс составил уже 43. Отметим, что для человека индекс 10-11 уже является граничным.

Ученые по-прежнему не дают однозначного ответа по связи между выбросами солнечной энергии и уровнем излучения УФ. Однако есть предположение, что при солнечной вспышке поток заряженных частиц мог сильно нарушить толщину озонового слоя Земли.

Кэброл полагает, что подобное зашкаливание излучения УФ является наложение всех вышеупомянутых обстоятельств в одно время и место. Но подобные всплески могут произойти и в будущем.

Такая ситуация требует от исследователей ещё внимательней относиться к исследованиям толщины защитного слоя Земли и факторам, влияющих на её изменение.