Генетики пытаются определить набор генов, отвечающий за высокий IQ

Учеными давно установлено, что, измеряемый тестами коэффициента (IQ) интеллект – наследуется. Если у кого-то из родителей коэффициент IQ высокий, то существует вероятность, что у ребенка он также окажется высоким. Монозиготные близнецы имеют больший процент совпадения IQ, чем дизиготные. IQ более часто совпадает также у родных братьев и сестер, нежели у двоюродных. По всей вероятности, IQ также передается по наследству, как цвет глаз или рост. Значит, существуют гены, которые и отвечают за размножение умных людей.

В последнем десятилетии учеными было предложено множество версий о том, какие же гены связаны с IQ. Наиболее вероятным кандидатом на эту роль казались варианты гена, который имеет отношение к болезни Альцгеймера – АпоЕ. Очень впечатляюще выглядели и варианты однонуклеотидных полиморфизмов генов нейротрофического фактора мозга (BDNF), холинергического рецептора (CHRM2), а также катепсина D (CTSD).

В прошедшие годы исследователями было заявлено о серьезной корреляции с IQ, более чем десяти однонуклеотидных полиморфизмов. Все же по результатам исследования, которым руководили Крис Чабрис и Дэвид Лэйбсон, усматривается, что не подтверждена связь ни одного из этих генов с интеллектом. Учеными использовалось три независимые совокупности данных, которые получили от тысяч участников эксперимента. Не было воспроизведено ни одного предыдущего результата.

Зачем же вообще нужен поиск генов интеллекта? Крис Чабрис полагает, что они могли бы помочь в обнаружении интересных молекулярных путей и нейронных цепей.

«Поиск генов не является моей самоцелью. Совершенно не важно, что за какой-то чертой появится определенный набор знаков. Это добавляет к нашим знаниям не так уж и много. Но, узнавая что-то новое о гене, мы можем по-новому и более интересным образом связать интеллект и биологию на психологическом уровне», — заметил К. Чабрис.

Его словами, после установления генов, которые связаны с интеллектом, учеными смогут задаваться новые вопросы: Какова история эволюции этих генов? В каком месте мозга производятся белки этих генов? В какие системы и пути они вовлечены? Господин Чабрис уверен, что в таком случае ученые смогут найти открыть новый ключ и понять биологию разума.

Поэтому, когда ни один из заявленных генов не получилось увязать с IQ, ученых ожидало неожиданное разочарование. К. Чабрис подчеркнул, что результат его работы не значит, что исследования проели плохо, а интеллект вероятнее всего зависит не от одного, а нескольких различных генов.

«Зависит от суммарного эффекта сотен, а то и тысяч генов, могущих прибавлять или убавлять по миллиметру роста, кто же будет выше ростом, а кто – ниже в пределах нормы. Вероятнее всего, такая же ситуация с интеллектом и другими психологическими свойствами», — утверждает Чабрис. И все же, чего не хватает ученым-исследователям для лучшего понимания интеллекта на генетическом уровне? К. Чабрис отвечает очень просто: «Большей выборки».

Свойства, которые изучают социальные науки, довольно сложны, поскольку они определяются всего лишь одним геном, точно так же, как и болезнь Хантингтона, объясняет К. Чабрис. Далее он делает предположение о задействовании в этом процессе множество генов, которых могут быть сотни. Говоря об объектах исследования, он уверен, что выборку следует увеличить на порядки и только тогда станет возможным определить гены, которые будут наиболее эффективны. Когда это будет установлено, вот тогда и следует, будет заняться самым интересным вопросом, а именно необходимостью рассмотрения всех генов на молекулярном уровне, что даст возможность более лучше понять работу мозга, сказал в заключение Чабрис.

Также Чабрис указывает, что это будет довольно сложной задачей и уточняет, что это сложнее, чем думали, когда начинали эксперимент. Если говорить о тысячи генов, то охватить их умом одного человека будет очень трудно. Но, как говорит ученый, науке все под силу и будем надеяться на успех.