Канадские археологи обнаружили древнейшие эмбрионы динозавров в Китае

Палеонтологи, работающие в Китае, раскопали самую древнюю коллекцию ископаемых эмбрионов динозавров. Набор состоит из множества останков отдельных особей на различных этапах развития, предоставляя уникальную возможность для исследования эмбрионального развития доисторических животных.

Палеонтолог из канадского отделения в Мисисага Университета Торонто, Роберт Рейц с его коллегами открыли останки завроподоморфа в скоплении костей, расположенном в провинции Люфенг, которая датируется ранним юрским периодом, от 197 до 190 миллионов лет.  Этот участок содержит скорлупу яиц и более двухсот разъединенных костей – древнейшие известные следы развивающихся динозавров, исследование которых опубликовано онлайн в журнале «Nature».

«Большинство известных нам записей об эмбрионах динозавров собраны в позднем меловом периоде», объяснил Дэвид Эванс, который возглавляет отдел костной палеонтологии в Королевском музее Онтарио в Торонто. «Это исследование предоставляет подробные данные про эмбриологию динозавров и смещает ее назад на более чем сотню миллионов лет».

Однако не только возраст останков замечателен в этом случае. Спектроскопический анализ образцов костной ткани из китайского гнездовища открыл древнейший органический материал когда либо замеченный у земных животных. Это стало настоящим сюрпризом, поскольку окаменевшие бедренные кости являются очень хрупкими и пористыми, что делает их очень уязвимыми для эффектов коррозии от выветривания и размывания почвенными водами, объяснил Рейц. «Это дает возможность нам предположить, что и другие останки динозавров также могли иметь органические останки», говорит он. «Мы просто не рассматривали их с помощью необходимых методов».

Рейц полагает, что сложные протеины, которые обнаружила его команда в органическом материале – это сохранившийся коллаген. Поскольку коллагеновые составы разнятся от вида к виду, дальнейший анализ может дать исследователям возможность сравнить останки завродоморфов с останками других существ. Они включают могучих зауроподов, близких родственников, а может даже и потомков, ранних завроподоморфов, которые имели вес около ста тысяч килограммов каждый, делая их наибольшими существами, когда либо населявшими нашу планету.

Исследователи полагают, что динозавры из Люфенга являются завроподоморфами, поскольку они по многим параметрам схожи с нетронутыми эмбриональными скелетами Massospondylus – завроподоморфов, которых раскопал Рейц в Африке в 2005 году. Однако анализ также показал ключевые различия между этими двумя находками. Эмбрионы в Люфенге были менее развитыми, чем эмбрионы Massospondylus, то есть они являются экземплярами другой генетической ветви Lufengosaurus.

Эти эмбрионы также содержат информацию, которая поможет исследователям понять как эти конкретные взрослые зароподоморфы – двуногие динозавры с удлинненными шеями – были способны вырастать до девяти метров в длину, то есть больше чем другие земные животные, за время их расцвета. Когда ученые сравнили около тридцати бедренных костей Люфенозавров различных размеров и стадий развития, они обнаружили доказательства быстрого, продолжительного эмбрионального роста и коротких инкубационных периодов.

Рейц заявляет, что динозавры вероятно развили такой экстремальный темп роста после вылупления в попытке избежать уничтожения хищниками, способом перерастания этих хищников. «Это может стать моделью объяснения гигантизма в подобных группах», поясняет он.