
Почти универсальным явлением у людей является использование речи, направленной на младенца — особого типа общения, когда взрослые говорят с детьми, используя «детский лепет», повышенные интонации, упрощённые слова и растянутые гласные.
Многие исследования связывают количество речи, направленной на младенца, которую ребёнок слышит в первые годы жизни, с улучшением когнитивного развития, расширением словарного запаса, навыками грамотности и общей способностью к обучению. Такая практика, по всей видимости, облегчает усвоение языка и способствует эмоциональной привязанности между родителем и ребёнком. Но как эта черта эволюционировала и встречается ли она у других человекообразных обезьян?
Исследование детской речи у человека и обезьян
Для того чтобы изучить происхождение речи, направленной на младенцев, исследователи из Цюрихского университета (UZH) и Невшательского университета (UNINE), совместно с коллегами из университетов Франции, Германии и США, провели масштабное сравнительное исследование. Они изучали, свойственна ли подобная форма общения другим видам человекообразных обезьян и как она соотносится с человеческой практикой.
В ходе исследования были проанализированы пять видов млекопитающих, близких к человеку:
- люди;
- бонобо;
- шимпанзе;
- гориллы;
- орангутаны.
Учёные наблюдали за тем, как взрослые особи взаимодействуют с детёнышами, фиксируя вокализации, крики, лай и другие формы звукового общения. Особое внимание уделялось тому, какие сигналы направлялись именно на детёнышей, а какие использовались для коммуникации со взрослыми членами группы.
Люди — лидеры в детской речи
Результаты исследования подтвердили, что люди остаются бесспорными лидерами по количеству и разнообразию речи, направленной на младенцев. Голосовая коммуникация, упрощённая и эмоционально окрашенная, является неотъемлемой частью человеческого воспитания и обучения, создавая уникальную среду для усвоения языка.
Детёныши человекообразных обезьян, несмотря на то что они не используют «детский лепет» в привычном человеческом виде, также подвергаются определённой форме направленной вокализации. Эти звуки способствуют социальному обучению, помогают развивать коммуникационные навыки и укрепляют связь между родителем и детёнышем.
Социализация и обучение языку
Исследователи отметили, что у всех изучаемых видов, за исключением орангутанов, наблюдался схожий уровень социализации детёнышей. То есть детёныши получают возможность учиться через наблюдение, имитацию и взаимодействие с взрослыми, что является ключевым компонентом формирования коммуникационных навыков.
«Мы знаем, что человеческие детёныши способны усваивать новые слова, слушая речь взрослых и других детей вокруг них», — говорит Джоанна Шик, один из авторов исследования. Она подчеркивает, что обучение языку в человеческом обществе происходит в результате постоянного взаимодействия и обратной связи, что позволяет детям постепенно расширять словарный запас и улучшать грамматику.
Голосовая коммуникация и жесты
Учёные сосредоточились на голосовой коммуникации, направленной на младенцев, так как речь является основной модальностью языка. Однако человекообразные обезьяны также используют жесты, мимику и телесные сигналы для взаимодействия с детёнышами. Некоторые из этих жестов демонстрируют особенности, аналогичные человеческой детской речи, например, повышенные интонации или повторение определённых движений, что может облегчать обучение и укреплять эмоциональную связь.
«Мы начали с изучения голосовой сферы, но понимаем, что жестовая коммуникация также играет ключевую роль. Обезьяны направляют определённые движения своим детёнышам, которые выполняют функцию обучения и эмоциональной поддержки», — отмечает Кэролайн Фринс из UNINE.
Эволюционные аспекты детской речи
Для понимания эволюции речи учёные столкнулись с ограничениями: язык не окаменевает, поэтому невозможно напрямую изучить речевые способности вымерших видов человека. Вместо этого исследователи обратились к ближайшим живым родственникам — человекообразным обезьянам. Сравнительный анализ позволил выявить общие тенденции и особенности коммуникации, которые могли существовать у общих предков человека и современных человекообразных обезьян.
Результаты показали, что направленная вокализация у детёнышей является широко распространённой чертой, хотя и встречается в разных формах. У человека она достигла максимального развития, тогда как у других видов, таких как бонобо, шимпанзе и гориллы, она проявляется в ограниченном виде, чаще в виде коротких криков или мелодичных сигналов.
Другие животные и детская коммуникация
Интересно, что феномен направленных вокализаций встречается не только у человекообразных обезьян. Исследования показывают, что некоторые виды животных также используют специальные звуки для общения с детёнышами:
- кошки издают мяукающие звуки, привлекающие внимание котят;
- дельфины используют свисты и щёлкающие сигналы для взаимодействия с потомством;
- летучие мыши издают уникальные сигналы, чтобы детёныши узнавали родителей;
- некоторые виды обезьян используют уникальные призывные крики для детёнышей.
Это свидетельствует о том, что направленная на детёнышей коммуникация является эволюционно выгодной стратегией, повышающей выживаемость потомства и облегчая передачу социальных навыков.
Значение исследований для понимания языка
Изучение речи, направленной на младенцев, позволяет лучше понять, как развивался человеческий язык и какие механизмы способствовали его формированию. Оно показывает, что язык не возник в изоляции, а развивался через социальное взаимодействие, обучение и эмоциональную связь.
«Направление вокализаций на младенцев — это древняя черта, которая помогала нашим предкам обучать потомство и формировать социальные связи. У человека она достигла наибольшей сложности и разнообразия, создавая условия для быстрого освоения языка», — подчеркивает Франциска Вегдель, исследовательница проекта.
Таким образом, исследования демонстрируют, что направленная речь и вокализация на младенцев является универсальной стратегией, которая встречается у различных видов, но наиболее выражена и усложнена у людей. Эти данные помогают не только понять эволюцию языка, но и подчеркнуть важность общения и взаимодействия в раннем развитии детей.