«Жаворонки» страдают от проблем психического здоровья реже, чем «совы»

Ранние «жаворонки» с легкостью встают с постели утром и отлично чувствуют себя в течение дня, а теперь ученые из Медицинской школы Университета Эксетера также установили, что эти люди реже страдают от депрессии и, как правило, имеют более счастливую жизнь, чем бессонные «совы». Проведенное исследование показало, что утренние «жаворонки» на 35% реже страдают от депрессивных симптомов благодаря генам.

Специалисты обнаружили 327 новых генетических регионов, которые определяют, будут ли люди «жаворонками», встающими рано утром, или «совами», которые поздно ложатся и поздно встают. Впервые было установлено, что «жаворонки» и «совы» могут по-разному перерабатывать кофеин, и утренняя чашка кофе может дольше оставаться в организме у «сов», поддерживая активность ночью. Хотя известно, что посменные работники, работающие по ночам, в большей степени подвержены депрессии. В ходе нового крупнейшего генетического исследования выяснилось, что люди с генами «сов» в наибольшей степени подвержены такому риску.

Ученые изучили данные около 700 тысяч человек и идентифицировали 351 генетический регион, связанный с суточными биоритмами, 327 из которых были ранее неизвестны. Согласно полученным результатам, люди с генами «жаворонков» на 11% реже страдали шизофренией и имели на 35% ниже риск возникновения депрессии. Кроме того, «жаворонки» были значительно больше довольны своей жизнью, чем «совы».

«Связь с депрессией можно объяснить тем фактом, что ночные совы вынуждены рано вставать на работу в повседневной жизни,  отмечает доктор Сэм Джонс. – Постоянная борьба с природными биологическими часами может негативно сказаться на их психическом здоровье».

Также эксперты впервые обнаружили, что ночные «совы» имеют различия в генах, связанных с интеллектом. Так, некоторые гены «сов» активны в сетчатке и части мозга, которая обнаруживает свет. Теперь исследователи подозревают, что «совы» могут спать благодаря искусственному освещению в домах, которое иначе может влиять на глаза и работу мозга, чем у «жаворонков». Различия между двумя типами людей были обнаружены и в метаболизме кофеина – так, кофеин дольше сохраняется в организме «сов», в связи с чем они дольше остаются активными.

Полученные результаты могут привести к появлению лекарств, помогающих людям избежать депрессии путем блокировки определенных генов, считают медики. Однако исследование не выявило связи между генами «сов» и риском развития ожирения и диабета 2 типа, несмотря на предварительные данные. По словам экспертов, суточные биоритмы людей примерно на 13% унаследованы от родителей.