Ученые совершили прорыв в диагностике опаснейшего вида рака

Чаще всего рак поджелудочной железы впервые обнаруживается уже на 4-й стадии развития, когда опухоль становится неизлечимой. Американские ученые из Университета Нью-Йорка выяснили, что в более ранней диагностике этого агрессивнейшего вида рака помогут кишечные бактерии.

Исследования на лабораторных грызунах и пациентах с дуктальной аденокарциномой поджелудочной железы показали, что при наличии опухоли у больных более чем в тысячу раз увеличивается содержание бактерий. При этом начинают доминировать те разновидности бактерий, которые мешают иммунной системе бороться с раковыми клетками.

В частности, было выявлено, что вероятность развития рака поджелудочной железы на 59% выше у тех пациентов, у которых в ротовой полости присутствует микроорганизм Porphyromonas gingivalis. Также риск заболевания в два раза выше, если у пациента будет обнаружен Aggregatibacter actinomycetemcomitans. На данный момент разрабатывается скрининговый тест, который позволит определять вероятность развития рака поджелудочной железы.

Теория о том, что определенные бактерии обладают способностью гасить сигналы иммунной системы в ее реакции на раковые клетки, высказывается учеными не впервые. Проведенное исследование американских экспертов подтверждает, что она справедлива. В данное время проводится серия других исследований, направленных на подтверждение правильности предположений ученых. Исследователи считают, что их открытие позволит разработать надежные и эффективные средства профилактики и лечения рака поджелудочной железы, например, в виде иммунотерапии и антибактериальных препаратов.

По данным ВОЗ, рак поджелудочной железы является одним из самых смертоносных онкологических заболеваний – практически 80% пациентов умирают в течение первого года после диагностирования опухоли. Заболевание занимает шестое место по распространенности среди взрослого населения планеты. Проблема состоит в том, что рак поджелудочной железы никак себя объективно не проявляет и не позволяет даже заподозрить его развитие.

Недавно обнаружен ген, влияющий на форму нормальных клеток поджелудочной железы, который может принимать участие в развитии рака. По результатам исследования, опубликованного в журнале Nature Communications, целевой ген — это ген протеинкиназы P1 (PKD1). Воздействуя на него, можно будет затормозить рост опухоли. PKD1 — контролирует как рост, так и метастазирование опухоли. На данный момент исследователи заняты созданием ингибитора PKD1, для того чтобы можно было провести его дальнейшие испытания.