Госкорпорация «Роскосмос» занимает ведущее место в иерархии органов государственной власти и пользуется большим авторитетом, благодаря множеству научных достижений. Однако частые упоминания о Роскосмосе в прессе связаны не только с этим, но и с частыми авариями космических аппаратов и громкими коррупциоными скандалами, связанными с многомиллионными хищениями. Такое положение дел привело к том, что в конце мая этого года Президент России Владимир Путин назначил главой Роскосмоса бывшего вице-премьера Дмитрия Рогозина. Когда новый руководитель только определял верное направление деятельности вверенной ему организации, разразилась еще одна скандальная история из прошлого. И поражает она не только своими масштабами, но и абсурдностью происходящего.
Как взятку украли
Главным действующим лицом этого театра абсурда является советник Роскосмоса по страхованию и бывшая жена погибшего топ-менеджера той же организации Владимира Евдокимова Валентина Ракитина. В 2016 году муж Ракитиной был арестован по обвинению в хищении имущества РСК «МиГ» на сумму более 200 млн.рублей, а чуть позже сама Ракитина стала фигуранткой уголовного дела по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ. Ее подозревали в посредничестве в передаче взятки в особо крупном размере (более 80 млн.рублей), но она смогла не только добиться отмены Генпрокуратурой возбуждения уголовного дела в отношении себя (как сообщало информационное агентство ТАСС), но и потребовать с другого фигуранта данного уголовного дела Александра Малофеева вернуть переданные ему 80 млн.рублей обратно. С этой целью Ракитина написала заявление в Управление «М» ФСБ России о мошенничестве. После возбуждения уголовного дела она заявила гражданский иск, а затем постановлением следователя на имущество Малофеева был наложен арест с целью обеспечения возврата денег по нему.
Из протокола допроса Валентины Ракитиной от 22 апреля 2017 года следует, что она по просьбе своего мужа отдала Александру Малофееву 80 379 868,08 рублей для дальнейшей их передачи сотрудникам центрального аппарата СК России и Управления «П» ФСБ России. Во столько, по ее словам, были оценены переквалификация действий ее мужа на менее тяжкую статью, изменение в отношении него меры пресечения на домашний арест и неэтапирование его в другой следственный изолятор.
Не согласившись в решением Генпрокуратуры, адвокат Александра Малофеева Денис Никитенко, обжаловал постановление заместителя генерального прокурора об отмене возбуждения уголовного дела в отношении Ракитиной. Требования защитника основаны на том, что Валентина Ракитина сама призналась в том, что собирала деньги и передала их с целью дачи взятки сотрудникам ЦА СК России и ФСБ за прекращение уголовного дела в отношении ее супруга, а в результате проходит по делу не обвиняемой, а потерпевшей.
Хронология событий
В октябре 2016 года мужа Валентины Ракитиной Владимира Евдокимова, занимавшего пост исполнительного директора по обеспечению качества и надежности госкорпорации «Роскосмос», обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а точнее, на сумму более 200 млн.рублей. Мерой пресечения избирается содержание под стражей, в связи с чем Владимира Евдокимова определяют в СИЗО-5, так называемый «Водник». В марте 2017 года его тело обнаруживают в одной из камер.
Следствием установлено, что в период своего нахождения в изоляторе Владимир Евдокимов вступил в сговор со своим сокамерником Дионисием Золотовым, известным как «спонсор» обустройства так называемых VIP-камер в «Матросской тишине», с целью закрытия дела в отношении Евдокимова. Согласившись, Золотов познакомил его со своим адвокатом Малофеевым, с которым в дальнейшем взаимодействовала Ракитина.
Во время допроса в СК России Валентина Ракитина сообщила следователю, что на протяжении всего времени нахождения мужа под стражей, они поддерживали связь по телефону и WhatsApp. Во время одного такого разговора он рассказал, что есть возможность изменить меру пресечения на домашний арест, переквалифицировать его действия на менее тяжкую статью, а со временем прекратить дело в связи с истечением срока давности. Решить эту проблему, благодаря своим связям, взялся его сокамерник Дионисий Золотов.
За свои услуги Золотов потребовал в общей сложности 80 млн.рублей. Деньги Ракитина передавала в два этапа. Первые 50 млн.рублей были за переквалификацию деяния, изменение меры пресечения и последующее закрытие дела. Затем Евдокимов попросил еще 30 млн.рублей, чтобы отменить распоряжение на его перевод в другое СИЗО. Евдокимов пояснил Ракитиной, что, устанавливая цену за свои «услуги» Дионисий Золотов забыл учесть долю лиц, в чьей власти было в любой момент перевести его не только из комфортной камеры в обычную, но и в другой следственный изолятор.
Как сообщил адвокат Никитенко, Валентина Ракитина показала: «Вечером 2 марта 2017 года я созвонилась с Евдокимовым и сообщила, что передала денежные средства. На что он ответил, что указанная сумма передавалась в связи с тем, что 24 марта центральным аппаратом Следственного комитета Российской Федерации должен быть сформирован пакет документов для направления уголовного дела в отношении Евдокимова В.Г. в суд, где будет принято процессуальное решение в соответствии с достигнутой договоренностью. Таким образом, видимо, что сокамернику Евдокимова В.Г. — Денису удалось каким-то образом найти контакты с представителями центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, которые за указанную выше сумму согласились изменить меру пресечения Евдокимову В.Г., а в дальнейшем переквалифицировать его действия с тяжкой статьи обвинения на более мягкую. 3 марта 2017 года во второй половине дня Евдокимов В.Г. позвонил и сообщил, что деньги получены («цветочная доставка получена, жди меня 24 марта»).
Согласно протоколам, Валентина Ракитина неоднократно заявляла, что была в курсе, зачем мужу требовались деньги. Более того, она не скрывала, что на протяжении всего периода его нахождения в СИЗО регулярно перечисляла разные суммы на указанный им электронный кошелек. Муж говорил, что это была плата за комфортные условия содержания: удобную камеру, еду из ресторанов, алкоголь, сигары, мобильную связь и т.д.
В ходе следственных мероприятий было выявлено и привлечено к ответственности трое участников дела: сотрудник ФСИН России, обвиняемый в получении взятки в размере 5 млн.рублей, адвокат Александр Малофеев, выступавший в роли посредника при передаче денег и его доверитель Дионисий Золотов, как организатор мошенничества. После смерти мужа Валентине Ракитиной стало ясно, что Золотов и Малофеев обманом завладели ее деньгами. Она обратилась за помощью к правоохранителям и обвинила сообщников в хищении у нее 80 млн.рублей.
Удивительное, как говорится, рядом. Подозреваемая в деле о взятке сознается в том, что неоднократно передавала деньги за улучшение условий содержания своего мужа в СИЗО, заплатила за это более 80 млн.рублей, зная, что ее действия направлены на дачу взятки сотрудникам Следственного комитета России, затем пишет заявление о хищении у нее этих денег и вместо обвиняемой становится потерпевшей.
Адвокат Владимир Козин, представляющий интересы Валентины Ракитиной, заявил информационному агентству ТАСС: «Прокуратура отменила постановление о возбуждении в отношении моей подзащитной уголовного дела, однако решение об отмене Следственный комитет обжаловал. 7 мая этого года генпрокурор РФ Юрий Чайка данную жалобу оставил без удовлетворения».
Получается, что изменение процессуального статуса Валентины Ракитиной кажется незаконным даже следственным органам, раз соответствующее решение было ими обжаловано. И это не беспочвенно. Обвинение предъявлено Дионисию Золотову, обещавшему за взятку «уладить» дело, сотруднику ФСИН, обвиняемому в получении взятки, Александру Малофееву, выступившему посредником в передаче взятки. Валентина Ракитина же, признавшаяся что осуществляла сбор денег для взятки и их передачу, вместо обвинения, грозящего ей лишением свободы сроком на 12 лет, признается потерпевшей и получает все права на возврат своих 80 млн рублей.
Представляющий интересы Александра Малофеева адвокат Денис Никитенко добавил: «Ракитина обратилась в Управление «М» ФСБ России с заявлением о мошенничестве в отношении нее и Евдокимова, не сообщая, при этом, что сама, совместно с Евдокимовым совершила коррупционное преступление против интересов государства. Защита подала жалобу в Генеральную прокуратуру РФ с требованием отменить постановление Заместителя Генерального прокурора РФ об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Ракитиной В.А.».
Правосудие должно быть объективным
Решение заместителя генпрокурора об освобождении от ответственности Валентины Ракитиной Адвокат Никитенко считает вопиющим по своей противоправности. Оставление его в силе будет сильнейшим ударом по основным принципам российского правосудия. Жалоба Дениса Никитенко в настоящее время находится на рассмотрении Генпрокурора России Юрия Чайки. Адвокат выразил надежду, что все указанное в ней, а также тяжесть и масштаб совершенного преступления сдвинут дело с мертвой точки, и оно будет рассмотрено в четком соответствии с действующим законодательством, а все виновные понесут заслуженное наказание.