Герман Каплун: Российским стартаперам не хватает покупателей на отечественном рынке

Отечественный венчурный рынок не показывает тенденций к росту. В 2017 году, как и в 2016, количество крупных венчурных сделок в России не превысило трех сотен. Недостатка в талантливых людях, способных генерировать идеи для стартапов, в нашей стране нет. Что мешает им реализоваться? По мнению директора по стратегии инвестиционной компании TMT Investments, одного из создателей TMT Crypto Fund, Германа Каплуна, главная причина – недостаток покупателей самих стартапов в российском бизнес-пространстве.

Самые востребованные стартапы последнего десятилетия связаны с цифровой информацией – как и самые перспективные проекты ближайшего будущего. «Стартапы – это не всегда про технологии. В первую очередь, это про эффективность. IT-решения, позволяющие снижать затраты и повышать эффективность, применяются во всех отраслях, поэтому IT и все, что с ними связано, остаются «номером один» для успешного стартапа», – говорит совладелец компании TMT Investments Герман Каплун.

Стартап – возможность совершить качественный рывок для отдельного человека, а иногда и для целой отрасли, если удастся заинтересовать инвесторов. В России их недостаточно. «На Западе практически каждую неделю создаются новые фонды. И в России в этом отношении ситуация неплохая – есть государственные фонды, готовые инвестировать в различные проекты. Проблема в том, что фонды есть, а стратегических покупателей нет, – констатирует Герман Каплун. – Любой стартап проходит несколько этапов. Сначала он берет деньги у т.н. family and friends – родственников и друзей. Показав результат, идет в бизнес-инкубатор, потом в венчурные фонды, а затем большинство успешных стартапов покупают крупные компании, заинтересованные или в новой технологии, или в эффективной команде. 90%, если не больше, проектов покупается таким образом. Наши проблемы в том, что очень у нас очень мало стратегов. Всех их можно перечислить по пальцам: Сбербанк, Майл.ру, Яндекс, может быть, Ростелеком, большая тройка операторов, Рамблер, и это практически все. Может быть, еще с десяток фондов. У нас в разы меньше игроков по сравнению с другими экономически развитыми странами, а значит, и меньше конкуренции, меньше востребованы новые решения – все это и многое другое создают проблему для российского рынка». Поэтому все чаще звучат имена и истории успеха наших соотечественников, сумевших реализовать проекты на зарубежных рынках и пространствах других стран. Необходимо, как считает эксперт, обратить внимание на сложившуюся тенденцию и приложить все усилия для возвращения и внедрения действительно успешных инновационных и отвечающих российской действительности проектов на отечественном пространстве, в том числе и региональном.

Выбор редакции