Структура Х-хромосомы выглядит иначе

Новая методика визуализации хромосом помогла определить их настоящую структуру, которая мало напоминает изображение в виде Х-видной спирали, к которой большинство из нас уже привыкло. Ученые из BBSRC, тесно сотрудничающие с Кембриджским университетом и институтом Вейцмана, представили совершенно новые 3D-модели, на которых продемонстрирована более сложная форма структуры человеческой ДНК.

Х-форма, часто используемая для описания хромосом, является легким отражением их сложного механизма. Доктор Питер Фрейзер из института Бабрахама объясняет: «Образ хромосомы, к которому привыкло человечество, является лишь микроскопическим ее портретом, которая может продемонстрировать структуру, существующую в клетках незадолго до их деления.

Подавляющее большинство клеток, существующих в организме, закончили свое деление и их хромосомы вовсе не похожи на привычную Х-образную форму. Хромосомы в данных клетках функционируют абсолютно в другой форме и ранее ученым не удавалось воссоздать самую точную ее структуру, однако, теперь ситуация кардинально изменилась.

Ученым, таким образом, удалось создать совершенно новую методику для визуализации формы структуры ДНК. Было проведено огромное количество экспериментов, в ходе которых были проведены измерения хромосом в простых клетках, специально для этого были использованы инновационные технологии.

Собирая в единое целое измерения самых крохотных частиц с помощью мощнейших компьютеров, ученые впервые воссоздали трехмерный портрет хромосом. Использование новейших технологий стало возможным, благодаря своевременному финансированию, полученному от Научного совета биотехнологии и биологических наук, Совета по медицинским исследованиям, а также частной организации Wellcome Trust.

Фрейзер утверждает, что полученные изображения не только позволят продемонстрировать совершенно уникальную структуру человеческих хромосом, но и способ их взаимодействия с ДНК. Таким образом, 3D-модели могут помочь ученым понять базовую структуру хромосом и их роль в образовании генома человека.

Материалы последних исследований были опубликованы в журнале Nature, в котором также появилось новое изображение структуры ДНК, которое действительно выглядит необычнее привычного. При этом, на данной структуре видно, что взаимодействие хромосом и ДНК связано с количеством генов, влияющих на появление болезней, старение и общее состояние здоровья.