Генетический анализ показывает, что аутизм — это не отдельное расстройство

Генетический анализ показывает, что

Людей, которым диагностировали аутизм после шести лет (средний возраст постановки диагноза сегодня), часто описывают как имеющих более «лёгкую» форму аутизма, чем тех, кому диагноз поставили в более раннем возрасте. Такое представление долгое время доминировало в клинической практике и общественном восприятии. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Nature, ставит это под сомнение и предлагает более сложную картину.

Генетический анализ показал, что у людей, которым аутизм был диагностирован в более позднем детстве или подростковом возрасте, наблюдается «другая форма аутизма», а не более лёгкая, говорит доктор Варун Уорриер, ведущий автор исследования. По его словам, поздняя диагностика не обязательно означает менее выраженные симптомы, а может отражать иной генетический и поведенческий профиль, который проявляется позже и отличается от ранних форм.

Генетические различия и сопутствующие состояния

Генетический профиль людей, у которых аутизм был диагностирован в более позднем возрасте, больше похож на профиль людей с депрессией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), чем на профиль детей, у которых аутизм был диагностирован в раннем возрасте. Это открытие указывает на то, что поздно диагностированный аутизм может быть связан с другими нейропсихиатрическими особенностями, которые затрудняют распознавание аутизма на ранних этапах развития.

Исследование подтверждает идею о том, что аутизм — это не одно расстройство с единой причиной, а совокупность различных состояний, имеющих схожие, но не идентичные характеристики. Такой подход требует пересмотра диагностических критериев и методов поддержки, особенно для подростков и взрослых, у которых симптомы проявляются нестандартно.

«Это исследование ещё раз показывает, насколько сложен аутизм и какую ключевую роль генетика играет не только в диагностике, но и в особенностях каждого случая», — говорит Алисия Халладей, главный научный сотрудник Фонда науки об аутизме.

Масштаб и методология исследования

Авторы исследования проанализировали многолетние данные о социальном, эмоциональном и поведенческом развитии детей из Великобритании и Австралии, а также генетическую информацию более чем 45 000 человек с аутизмом из Европы и США. Такой масштаб позволил выявить устойчивые закономерности, не зависящие от культурных и социальных различий.

Исследователи фокусировались не на одном или нескольких генах, а на тысячах генетических вариантов, которые в совокупности влияют на определённые характеристики. Это так называемый полигенный подход, который учитывает сложные взаимодействия между множеством генов, а не ищет одну «причину» аутизма.

В то время как одна комбинация генов может вызывать трудности в социальном взаимодействии в раннем детстве, другая может привести к появлению подобных трудностей только в более позднем возрасте. Это объясняет, почему некоторые дети не получают диагноз на ранней стадии — их особенности ещё не полностью выражены или маскируются другими чертами поведения.

«Некоторые дети с аутизмом развиваются по-другому и могут не получить диагноз на ранней стадии, поскольку их характеристики ещё не полностью выражены», — объясняет Уорриер.

Статистика постановки диагноза

Большинство диагнозов ставятся до 18 лет, но распределение по возрастным группам показывает значительную вариативность:

  • 22% — к 4 годам;
  • 20% — в возрасте от 5 до 8 лет;
  • 15% — в возрасте от 9 до 12 лет;
  • 16% — в возрасте от 13 до 17 лет;

У взрослых женщин вероятность диагностирования аутизма выше: 25% женщин с аутизмом были диагностированы после 19 лет, по сравнению с 12% мужчин. Это может быть связано с тем, что у женщин симптомы аутизма часто проявляются иначе, и их поведение может восприниматься как социально приемлемое, несмотря на внутренние трудности.

Психологические последствия поздней диагностики

Исследование, опубликованное в Nature, впервые связывает генетические профили со временем постановки диагноза аутизм. В нём установлено, что подростки с впервые поставленным диагнозом имеют более высокий риск развития депрессии. Уорриер считает, что это связано как с генетической предрасположенностью, так и с отсутствием надлежащей поддержки в критические периоды развития.

«Дети, которым не поставили диагноз вовремя, могут быть исключены из общества, подвергнуты насилию или стать социально уязвимыми», — объясняет он.

Поздняя диагностика может означать, что ребёнок долгое время сталкивался с непониманием, изоляцией и отсутствием адаптированной образовательной среды. Это, в свою очередь, повышает риск тревожных расстройств, депрессии и проблем с самооценкой. Особенно уязвимыми оказываются подростки, которые начинают осознавать свою «инаковость», но не получают объяснений и поддержки.

Направления будущих исследований

В будущих исследованиях Уорриер планирует изучить влияние социальной среды — как благоприятной, так и враждебной — на развитие депрессии у людей, которым диагноз поставлен позже. Он подчёркивает, что важно учитывать не только биологические, но и социальные факторы, включая доступ к ресурсам, уровень стигматизации и качество межличностных отношений.

Исследователи также призывают к пересмотру подходов к диагностике, особенно в подростковом и взрослом возрасте. Стандартизированные тесты, ориентированные на поведение в раннем детстве, могут быть недостаточно чувствительными к поздним проявлениям аутизма. Необходимы новые инструменты, учитывающие разнообразие симптомов и индивидуальных траекторий развития.

Практические выводы

Исследователи подчёркивают, что необходимо сосредоточиться не только на причинах аутизма, но и на создании лучших условий жизни и поддержки для всех людей с аутизмом, независимо от возраста, в котором был поставлен диагноз. Это включает:

  • раннюю и повторную оценку симптомов;
  • адаптацию образовательной среды;
  • психологическую поддержку подростков и взрослых;
  • обучение специалистов распознаванию нетипичных проявлений аутизма;

Поздняя диагностика не означает лёгкую форму — она может означать другую форму, требующую иных подходов. Понимание этого различия важно для родителей, педагогов, врачей и самого общества. Чем точнее мы распознаём индивидуальные особенности, тем эффективнее можем поддержать каждого человека с аутизмом.

Выбор редакции