Ученые заявили об опасности УЗИ во время беременности

Научные сотрудники из Медицинской школы Бостонского университета нашли доказательства того, что УЗИ во время беременности может привести к развитию аутизма у ребенка. Научная статья на тему этого исследования опубликована в издании JAMA Pediatrics.

Исследователи обследовали 420 малышей, из которых 209 оказались полностью здоровыми, у 107 – диагностировано развитие расстройства аутического спектра, 104 ребенка имели задержку в развитии.

Проанализировав частоту посещения матерями обследованных детей сеансов УЗИ во время вынашивания плода и в особенности мощности и глубины проникновения ультразвуковых волн в ткани, ученые пришли к выводу, что развитие детского аутизма во всех зафиксированных случаях было связано с более глубоким воздействием ультразвука на разных этапах беременности.

При этом исследователи также установили, что дети с симптомами аутизма в среднем подвергались даже меньшему количеству ультразвуковых исследований, чем остальные участники. Таким образом, эксперты подчеркивают, что обнаруженная связь касается исключительно глубины проникновения ультразвука и аутизма. Связи между развитием данного аутистического расстройства и количеством и продолжительностью сеансов УЗИ не обнаружено.

Ответить однозначно на вопрос «Вредно ли УЗИ во время беременности?» невозможно, поскольку полномасштабных исследований на людях в этой области не проводилось и вряд ли когда-нибудь будут проведены. Ученые не знают наверняка, что происходит с плодом при воздействии на него ультразвуковых волн, как это излучение влияет на растущие клетки организма и не повреждает ли оно их при такого рода обследовании.

Некоторые исследования свидетельствуют, что во время скринингового обследования на клеточном уровне все же происходят микроскопические изменения. Эксперименты, проведенные на животных, подтверждают: облучение ультразвуком приводит к задержке роста зародыша и уменьшению воспроизводства в дальнейшем. Некоторые исследователи утверждают, что ультразвуковые волны воздействуют на геном и провоцируют мутации.

Определить действительное воздействие ультразвука на развивающийся в утробе матери организм могут лишь крупномасштабные исследования. С другой стороны, если вред УЗИ не доказан, это еще не означает его полезности. Но не стоит также забывать, что УЗИ беременной – это кратковременное исследование, и во многих случаях, объективно необходимое.

По установленным в мире правилам, УЗИ во время беременности делается трижды: в 12 недель, в 22 недели и в 32 недели. При обследовании на каждом сроке ставятся определенные задачи. Так, в 12 недель – исключаются хромосомные аномалии, уточняется срок беременности по плоду, исключаются грубые пороки развития; в 20–21 недель – рассматривается анатомическое строение всех органов и систем плода. Исключаются пороки развития в 5 системах организма и наиболее важные системы – это центральная нервная система и пороки сердечнососудистой системы. На 32-й неделе во время УЗИ определяется, прежде всего, предлежащая часть плода, исключается задержка развития и пороки развития плода.