АЗС представляют собой сложные технологические комплексы, что включают массу различного оборудования. Одними из обязательных агрегатов, без которых невозможна работа станций, являются насосы для перекачки топлива. Они отличаются от обычных именно спецификой назначения.
Области применения
Насосы относятся к обязательному технологическому оборудованию для АЗС. Основное их назначение заключается в следующих функциях:
- перекачка нефтепродуктов;
- передача к пользователю;
- закачка в хранилища;
- откачка из запасных резервуаров.
От стандартных агрегатов, что применяются в системах водоснабжения, эти насосы отличаются сразу по двум ключевым параметрам: производительности и конструкционным особенностям.
Основные виды
В первую очередь все насосные агрегаты для бензина и дизтоплива различаются по принципу установки на погружные и поверхностные модели. Первые – для подкачки энергоресурса, характеризуются диаметром 3,8–5 см. В комплекте с ними идут кабель, зажимы для подключения к аккумулятору, выключатель. Показатель производительности – до 30 л/мин. Модели, оснащённые современными электрическими двигателями, вращаются со скоростью до 8,5 тыс. об. Поверхностные устройства на рынке в основном представлены дизельными типами. Комплектуются они специальными креплениями, зажимами, выключателем. Бочковые модели фиксируются на резервуаре или эксплуатируются стационарно.
По конструктивным особенностям насосные агрегаты различаются на объёмные и динамические. Первые обеспечивают перекачку за счёт силы давления. При работе агрегатов топливо сначала закачивается в специальный резервуар насоса (рабочая камера), а уже потом выталкивается из него. К особенностям объёмных устройств относятся:
- герметичность. Этот параметр обеспечивает независимую работу трубопроводов устройства (всасывающего и напорного) от разницы давления, что в них образуется;
- самовсасывающую способность. Вследствие этого в коллекторе образуется вакуум. Это, в свою очередь, способствует подъёму жидкого топлива выше уровня, на котором установлен насос;
- цикличность. Данная особенность обеспечивает неравномерность потока энергоресурса. В определённых ситуациях это свойство приравнивается к недостаткам;
- чувствительность к качеству среды. Загрязнённые жидкости (осадок, механический мусор) могут стать причиной поломки устройства. Данная особенность существенно влияет на стабильность рабочего цикла, что тоже не всегда положительно сказывается на продуктивности, считается слабой стороной объёмных моделей насосов.
Динамические агрегаты обеспечивают передачу топлива за счёт действия сил инерции. Такие насосы предназначены для перекачки жидкости в больших объёмах. Среди особенностей стоит отметить:
- нетребовательность к качеству топлива. Динамические агрегаты устойчивы к различным загрязнениям и механическому мусору, это не влияет на их работу. Такая особенность даёт им весомое преимущество над объёмными моделями, поскольку данные насосы более надёжные и в меньшей степени подвержены поломкам из-за плохого качества жидкой среды;
- отсутствие эффекта самовсасывания;
- высокий показатель КПД. По этому параметру динамические устройства превосходят объёмные модели.
Кроме того, данные агрегаты делят на лопастные и вихревые. К первым относятся все центробежные, пропеллерные или осевые насосы динамического типа. Именно такие устройства используются при перекачке вязких и загрязнённых энергоресурсов.
Вихревые модели сочетают лучшие конструктивные параметры и свойства динамических и объёмных агрегатов. Для них характерна равномерность при перекачке малых норм топлива под воздействием давления. Следствием этой особенности является стабильный показатель напора, за счёт чего в меньше степени изнашивается мотор устройства (он не испытывает перегрузки, как при цикличной работе).
Самые распространённые виды
Наиболее часто при комплектации АЗС для перекачки топлива применяются центробежные и поршневые насосные агрегаты. Их отличительными характеристиками можно назвать:
- высокую производительность;
- компактные размеры;
- устойчивость к мелким механическим повреждениям (загрязнениями в жидкости) и химическому воздействию.
В целом стоит понимать, что такие устройства пригодны для эксплуатации не только на станциях, но и стационарно или даже в полевых условиях. Их используют на стройплощадках, при перекачке масла, заправке различных моторных средств передвижения.